Мы слышали, как Иоанн Предтеча, увидев Христа, говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Так просто и так решительно показывает он окружающим Того, на Кого обращено все ожидание человечества. Предтеча как бы выносит на свет истину, долго сокрытую во тьме ветхозаветных пророчеств, и теперь эта истина открывается глазом к глазу: вот Он — Мессия, вот Он — жертва любви, готовая взять на Себя страшную тяжесть греха.
Если мы задумаемся о личности самого пророка Иоанна Крестителя, то увидим не просто то, что можно было бы увидеть с первого взгляда, — чудака, ушедшего в пустыню, — а человека, который несколько десятилетий хранил в глубине души переживание о судьбе мира. Величайшего человека за всю историю человечества. Он жил в полном одиночестве, в аскетическом подвиге, словно все пропускал сквозь свою душу: и внутренние искушения, и отчаяние людей, которые теряют надежду, и жажду правды, с которой бродили по земле иудеи в ту эпоху. И в этом глубоком молчании пустыни он стал голосом, раздавшимся неожиданно мощно, так что вздрогнули человеческие сердца: «Покайтесь! Будьте готовы, ибо Он уже у дверей!»
Эта пустыня не только место безводное и безлюдное. Это пустыня души, где нет ничего, кроме Бога и самой сути человека. Иоанн проходит через мрак этой пустоты и выходит к людям с пламенным словом: «Покайтесь, ибо близко Царство Небесное». Он не защищается от них высокими стенами, не хранит дистанцию гордости и страха. Он сам целиком отдает себя в это служение, потому что знает: только тот, кто погрузился в глубину собственной пустоты, способен потом принести людям утешение и надежду.
«Вот Агнец Божий!» — в этих словах Иоанн Предтеча передает все, к чему его вел Господь. Он был не пророком, говорящим от себя и от своего разума, а одним лишь гласом, голосом — этим живым рупором, через который Бог провозглашает человеческому миру: «Слушайте! Открываются небеса, и грядет освобождение!» Вся его жизнь сводится к тому, чтобы познакомить людей с Христом, а потом отойти в сторону и исчезнуть, сделавшись лишь другом Жениха, который подвел человечество к двери брачного чертога. «Мне надлежит умаляться», — говорит Иоанн, и это произносит не побежденный человек, а тот, кто нашел подлинное величие в самоотречении.
Мы видим, как он живет. Он не ждет награды, не рассчитывает, что все теперь будут славить его подвиг. Он и есть тот самый предтеча, предуготовитель, который готовит сердечную почву человечества для прихода Господа. И в этой готовности отойти на второй план, когда наступает время Христа, раскрывается чудо настоящей любви — любви, которая желает умаляться, чтобы другой — Сам Бог — раскрылся во всей красоте перед людьми. Готов ли каждый из нас так уступить место в жизни ближних ради Бога? Или же мы рано или поздно начинаем требовать признания собственных заслуг? Иоанн Предтеча показывает путь самоотдачи, путь безграничного доверия, когда человек способен стать действительно гласом Божией правды в мире.
Но Иоанн также остается человеком. Когда позднее он сидит в темнице, ему страшно. Он отправляет учеников спросить Христа: «Ты ли Тот, Которого мы ждем?» И в этих словах звучит боль и сомнения: неужели вся моя жизнь, весь мой подвиг могут оказаться напрасными? Господь не дает ему легкого ответа, Он только говорит: «Слепые прозревают, хромые ходят, нищие благовествуют — блажен, кто не соблазнится». То есть — посмотри на дела Божии, загляни внутрь своего сердца, где ты уже слышал голос Отца. Вспомни ту пустыню, в которой ты стоял один на один с Богом, вспомни силу и убежденность, что вела тебя. Иоанн принимает это слово верой и умирает верным до конца, так и не увидев ясного знака успеха. Ведь для него нет большего подтверждения, чем внутреннее свидетельство истины.
Вот чему нас учит сегодня Предтеча. Вокруг нас часто пустыня: люди одиноки, сердца холодны, и редко кто говорит хоть толику правды о Боге, о смысле жизни, о покаянии. И мы стоим в этой пустыне, часто ничем не отличаясь от тех, кто страдает от жажды смысла. Но если бы мы, как Иоанн, нашли в себе мужество встать перед Божиим лицом, взрастить в душе глубину и тишину, тогда нам дано было бы сказать слово, которое способно оживить чью-то жизнь. Мы можем стать гласом Божиим хоть для одного ближнего, помочь ему услышать призыв, который возвращает надежду. Но только если мы сами прошли сквозь собственную пустыню, научились доверять Богу и отказались от своего «я» ради любви к другому.
Пусть же в этот день Собора святого Иоанна Предтечи пример Крестителя вдохновит нас не бояться одиночества, не страшиться тягот нашей внутренней пустыни, не требовать себе славы за каждый добрый поступок, а стать, насколько можем, вестниками пришествия Божия. Тихим словом, сострадательной поддержкой, искренним свидетельством о Христе мы можем привнести в мир ту жизненную силу, которую Иоанн воплощал на берегах Иордана. И если мы научимся умаляться, не обесценивая себя, а делая Христу простор в сердцах людей, тогда из нашей собственной слабости зазвучит великий глас Бога, дающий жизнь всему миру.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 20 января 2025 года. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иоанно-Предтеченский храм, г. Тверь.