13.08.2022 | Этика

Внимательность к пище

Сегодня мы слышали два дневных чтения — из Евангелия и Апостольского послания, в которых так или иначе поднимается тема пищи. Это связано в том числе с тем, что сегодня заговенье на Успенский пост и Церковь напоминает нам о серьезном отношении к еде, к тому, как мы ее вкушаем, что это вкушение дает нам в повседневной жизни и как влияет на участь в жизни вечной.

Казалось бы, мало что для нас является более обыденным, привычным, рутинным, чем пища. И одна из функций любого поста — поднять нас над этой обыденностью, сделать привычное непривычным, заставить нас обратить внимание на то, что стало рутиной, что потеряло вкус, вернуть остроту восприятия. Подобно тому как встреча с любимым человеком после долгого расставания становится открытием этого человека как будто заново, переоткрытием своей любви к нему, так и ограничение в чем-либо привычном и жизненно необходимом является для нас способом обновить свое восприятие, чтобы напомнить о кое-чем важном.

Чем для нас является пища и как она влияет на нашу подлинность, на нашу силу и на наши немощи? Мы знаем о ней, что она может быть источником удовольствий, причиной невоздержанности, она может вызывать болезни, она часто бывает причиной страстей. И мы знаем о ней, что она является для нас источником жизни, сил, физической энергии, важных микроэлементов, она может исцелять, вкушение еды может быть сильнейшим мотивом для благодарности Богу, даровавшему яства земные — обильные и прекрасные. 

Для каждого из нас еда словно некая пуповина, связывающая нас с физическим миром, с миром вещей. Она подобна воздуху, воде, теплу — стихиям, без которых человек не способен выжить на земле. И, как всякая стихия, она остается незаметной для нас, когда она находится в некоем достаточном для жизни состоянии, в золотой середине. Но когда она отсутствует или, наоборот, становится целью жизни, ее становится слишком много, бесконтрольно много — мы страдаем.

Еда для нас не только связь с чувственным миром. Еда еще и связь с Творцом этого мира. Если мы обратим внимание на весь Ветхий Завет, на Завет Новый, если мы обратим внимание на другие религии мира, то увидим, что жертвой Богу или богам практически всегда является еда. В Ветхом Завете Бог учит людей приносить Ему жертву — и жертва эта, богослужебная жертва, не золото и драгоценности, но пища или то, что способно стать пищей. В мире Евангелия, в эпоху Нового Завета, в которую мы живем, соединение с Богом тоже происходит через принесение Ему в жертву того, что для нас является едой, — хлеба и вина, которые Он Сам претворяет в Свои Тело и Кровь. Он делает Себя Самого пищей для нас и отдает в ответ на нашу благодарную жертву. 

И всё это означает, что в еде для нас с вами сосредоточено нечто гораздо большее, чем просто поддержание сил или лакомство. В ней сосредоточена некая возможность соединения с Творцом мира, возможность общаться с Тем, с Кем мы не знаем, на каком языке общаться, возможность становиться едиными друг с другом и Богом — как за обеденным столом, так и в Божественной Евхаристии, которая предваряет этот обеденный стол. В еде сосредоточено гораздо больше, чем обыденность, а значит, и в воздержании от нее — гораздо больший смысл, чем в диете. Каким-то образом пища позволяет нам быть ближе к Богу и друг к другу, а если позволяет быть ближе и объединяться, то каким-то образом способна делать и обратно, при неправильном применении, — разъединять и отдалять от Бога и друг от друга. Ведь всякое зло не самобытно, оно всего лишь не к месту примененное добро.

Об этом стремлении к подлинности и сегодняшнее послание апостола Павла, которое учит нас быть внимательными — к людям, к пище, к Господу. Чаще всего мы делаем грех даже не по злому умыслу, а потому, что относимся слишком невнимательно, отвлекаемся, не можем сосредоточить свой ум. Когда мы невнимательны к пище –— объедаемся, едим что попало, потом страдаем. Когда мы невнимательны друг к другу — наши отношения портятся, мы кого-то важного не замечаем, кого-то обижаем, даже не умышленно. Когда мы невнимательны к Богу — перестаем Его замечать, перестаем с Ним общаться, перестаем в Нем нуждаться, Его искать всюду. 

Давайте вступим в короткий Успенский пост с этими мыслями и устремлениями постараться быть более внимательными, чем обычно. Для того чтобы на практике быть внимательнее, можно попробовать вечером записывать в дневник небольшие рефлексии прошедшего дня: где мы были невнимательны, где — грубы, а где — невоздержанны, обидчивы, гневливы. Уже сама такая фиксация этих вещей поможет нам на следующий день быть более внимательными к себе, а за период поста может научить очень и очень многому. С наступающим Успенским постом вас, дорогие братья и сестры! Помолимся, да научит нас Господь быть более внимательными и через эту внимательность — вновь вернуть потерянную остроту восприятия этого мира и благодарность за всё.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 13 августа 2022 года. Заговение на Успенский пост.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.