15.10.2021 | Притчи

Внезапная встреча с Женихом

Сейчас мы вновь услышали Евангельское чтение с притчей о десяти девах, пять из которых пропустили встречу жениха перед брачным пиром, за что были лишены торжества и изгнаны вон. Эта притча, как и некоторые другие притчи и изречения Христа, во все времена напоминает христианам о внезапности встречи с Богом и о том, что этой встречи нужно ждать всегда, каждый день и час. Ждать — значит готовиться достойно встретить Жениха, Господа Иисуса. И мы знаем, что особенно первые христиане и апостолы ожидали Второго пришествия еще при их жизни, а потому и не ставили земные блага и земные привязанности во главу угла, готовясь к путешествию в Царствие Небесное каждый день. И никогда проповедь Христа не была так сильна, как во время первых христиан, которые ежеминутно ждали этой встречи.

Мы уже не такие. Мы ожидаем пришествия Господа когда-то, но точно не завтра и не в ближайшее время. Отчасти нас убеждает в этом опыт предыдущих поколений христиан, в разные периоды переживавших апокалиптические настроения, а порой и прямо говорящих о том, что в определенный год состоится Второе пришествие, а его не случилось. И хотя предсказывать времена и сроки, безусловно, вне нашей власти, тем не менее у нас есть действующий призыв Христов: «бодрствуйте, ибо не знаете часа». 

И именно в сегодняшней притче мы должны бы, даже более чем первые христиане, находить основание для бодрствования. Ибо Жених приходит не тогда, когда Его ждут, но, наоборот, когда уже и день склонился к ночи, и светильники погасли, и ждущие утомились и решили, что Жених, быть может, сегодня уже не придет. Тем более что всё это имеет непосредственное отношение к каждому из нас лично. Вне зависимости от того, когда свершится Второе пришествие Христово, личная встреча с Женихом ждет и меня, и вас в тот час, когда один только Он знает. И как хотелось бы в момент этой встречи не услышать жестокой фразы, сказанной евангельским девам: «не знаю вас».

Все мы знаем, что когда люди готовятся к какому-либо значимому событию, например, если следовать тематике нынешней притчи, когда молодые люди готовятся к свадьбе, — то достаточно скрупулезно прорабатывают детали предстоящего торжества. Они ищут место для мероприятия, заботятся о том, что будет на столах, где будет происходить событие, заботятся об одежде и о всех мелких деталях, которые и составляют торжество. Как правило, такая подготовка занимает несколько месяцев. Это касается любого маломальского занятия, которое требует подготовки, списков покупок, продуктов, приглашенных. Но когда мы говорим о подготовке к самому главному событию в своей жизни, к встрече с Христом и переходу в Вечность, мы словно упускаем из виду, что к этому тем более нужно готовиться, и подготовка эта вряд ли займет несколько месяцев. Мы не составляем списков, не продумываем досконально, какой ответ дадим Христу, не заботимся о духовной одежде, в которой перед Ним предстанем. 

И мне кажется, именно об этом нынешняя притча. Неразумные девы были неразумны не потому, что они были глупы. Скорее, они были беспечны, они не продумали, не придали значения деталям, не подготовились должным образом к встрече. Вся сложность ситуации в том, что если о значимом событии, как, например, о свадьбе, мы знаем заранее, знаем число и время, к которому готовиться, то о встрече с Небесным Женихом мы знаем лишь то, что она точно будет, но не знаем когда. А потому нам необходимо быть готовыми всегда.

Как же распознать в себе самих эту готовность или неготовность к встрече? Думаю, мы можем хотя бы сравнивать себя с другими собратьями, с теми, которых видим вокруг. У каждого из нас есть примеры людей, которые настолько ждут Христа, настолько живут Им, что в них не остается места для недоброжелательности, хвастовства, критики или тем более издевательств над другими. Они словно собирают свой свет и несут его осторожно, боясь погасить. Несут свет так, что он светит не только им самим, но и всем, кто рядом. И, наверное, у каждого из нас есть примеры других, тоже собратьев, тоже христиан, тоже говорящих о том, что они верующие, но только когда они начинают говорить о других, а чаще всего о своих собратьях по Церкви, они обвиняют, указывают на недостатки, сплетничают, придумывают поводы для обвинения других, ищут слабости других, чтобы уязвить. Часто они называют себя защитниками веры, но защита их не выходит дальше поношения.

И их отсутствие света, погасшие светильники, которые они несут, — тоже заражают других, тоже делают людей, смотрящих на них и идущих за ними, им подобными. И, наверное, в этом и есть мудрость мудрых дев и неразумность неразумных. Быть внимательными прежде всего к себе, хранить свой свет, а не думать о чужом. Ибо невозможно взять себе от чужого света. Ведь всё, что мы собираем в течение жизни, — всё добро, которое совершаем, или всё зло — становится частью нас самих, нашим запасом елея, который мы сможем или не сможем применить во время внезапной встречи с Женихом. 

Те неразумные, были неразумны не по причине отсутствия разума, а потому, что сами выбрали такой путь. Да и мы чаще всего слепы к доброму не из-за невежества, а потому, что сами хотим или позволяем себе быть слепыми. Потому что поносить проще, чем оправдывать. Наказывать легче, чем миловать. Осуждать действия других проще, чем встать самому и что-то сделать доброе. Но давайте помнить о том, что поступать так, как проще, — значит расходовать то масло, которое у нас уже есть и не добавлять ничего нового к свету, с которым каждому из нас предстоит встречать Жениха. Давайте помнить и о внезапности этой встречи, и о том, что иногда бывает уже слишком поздно что-то исправлять и начинать заново. У нас много попыток, их количество неведомо нам, но оно точно ограничено. А потому лучшее время запастись маслом, начать подготовку к встрече с Судией мира — прямо сейчас.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 15 октября 2021 года. День памяти благоверный княгини Анны Кашинской. Вознесенский собор Кашина, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.