Сегодняшнее Евангельское чтение рассказывает нам о двух удивительных событиях — исцелении женщины, страдавшей кровотечением двенадцать лет, и воскрешении двенадцатилетней дочери Иаира, начальника синагоги. Эти истории переплетаются, словно две нити, создавая глубокую картину веры, надежды и божественной любви.
Двенадцать — символ полноты, завершенности в Библии. В течение этих двенадцати лет происходили две параллельные истории, которые, казалось бы, никогда не пересеклись бы. В доме Иаира радость и благословение: растет единственная дочь, достигающая возраста религиозного совершеннолетия. Она — надежда и будущее семьи, свет их жизни.
В это же самое время женщина страдает от болезни, которая не только истощает ее физически, но и изолирует от общества. Она теряет всё: здоровье, деньги, социальные связи. Ее жизнь — это постоянное падение в бездну отчаяния.
И вот, в один момент, когда кажется, что надежды больше нет ни для одного, ни для другого, их пути пересекаются во Христе. Оба приходят к Нему, но каждый своим путем. Иаир, влиятельный в религиозном мире человек, падает к ногам гонимого проповедника Иисуса, смиряя свою гордость и социальный статус. Женщина, боясь осуждения, пробирается через толпу, надеясь незаметно прикоснуться к краю Его одежды.
Что движет этими двумя? Вера. Не поверхностная, а живая, горящая вера, которая побуждает действовать. Эта вера преодолевает страх, сомнения, социальные барьеры. Женщина рискует всем, зная, что по закону она не имеет права прикасаться к другим, а уж тем более – к раввину, Учителю, которым считает Христа, подобно прочим. Иаир рискует своей репутацией, обращаясь к Тому, кого многие из его круга отвергали – религиозному изгою, бунтарю, богохульнику, как говорили фарисеи.
Толпа играет особую роль в этих событиях. Она теснит Христа, люди из толпы тоже ведь прикасаются волей и неволей к Нему, но не получают от этих прикосновений ничего. Лишь женщина, в своем одиночестве и искренней вере, будучи отверженной этой толпой, получает исходящую от Него силу. Толпа вокруг Иаира плачет по его дочери, но их плач оказывается фальшивым, когда они смеются над словами Христа, говорящего о том что отроковица не умерла, но спит. Это вновь и вновь напоминает нам, как часто мы можем быть окружены людьми, но оставаться одинокими в своем страдании и вере. Это напоминает нам и о том, что толпа, кажущаяся внешне участливой, воодушевленной, сочувствующей – все равно будет оставаться равнодушной к горю отдельного человека, и лишь только Бог, да несколько самых близких действительно будут понимать боль.
Господь не просто исцеляет и воскрешает. Он вовлекает людей в продолжение чуда. Женщине Он говорит: “Вера твоя спасла тебя; иди с миром”. Она должна была объявить перед всеми, что произошло, свидетельствовать о Божьей силе. Хотя Христос и не говорит ей этого прямо, но мы знаем, что для того, чтобы перестать быть ритуально нечистой, женщина должна явиться перед священниками и заявить о том, что с ней произошло. Родителям девочки Он велит никому не говорить о произошедшем, покуда не придет время.
Эти истории говорят с нами сегодня. Сколько раз мы оказываемся в ситуациях, когда человеческие возможности исчерпаны? Когда врачи разводят руками, когда обстоятельства не оставляют надежды? Именно тогда мы призваны обратиться к Богу с живой верой, преодолеть страх и сомнения. Ко мне, как к священнослужителю, часто обращаются люди с историями болезней, когда уже понимают, что в этой болезни не поможет никто. И порой, я знаю такие случаи и люди, о которых я говорю, до сих пор живы – несмотря на самые последние стадии заболевания, люди исцеляются полностью. Такое происходит часто, такое происходит по вере.
Но вера — это не только ожидание чуда. Это действие, шаг навстречу Богу. Это готовность признаться в своей слабости и принять Его волю. Это желание стать участником Божьего дела в мире, протянуть руку помощи ближнему, стать носителем любви и надежды.
В мире, полном шума и суеты, Бог говорит с нами тихим голосом любви. Он ждет, когда мы обратимся к Нему, когда протянем Ему руку в вере. И тогда, как в жизни женщины и дочери Иаира, произойдет чудо. Не всегда то, которое мы ожидаем, но всегда то, которое нужно для нашего спасения.
Пусть же наша жизнь станет свидетельством Божией любви и силы. Пусть наша вера будет живой и действующей. И тогда, вместе с апостолом Павлом, мы сможем сказать: “Уже не я живу, но живет во мне Христос”.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 17 ноября 2024 года. День памяти преподобного Иоанникия Великого. Спасо-Преображенский кафедральный собор, Тверь.