05.01.2025 | Вера

В каждой судьбе может воссиять покаянный свет

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! Мы сегодня слышим Евангельскую родословную Христа, где одно за другим звучат имена: праведники и грешники, воины и пастыри, мудрецы и простолюдины, все те, кто, казалось бы, абсолютно различны, но в Божием замысле оказываются звеньями в одной цепи, ведущей к рождению Христа. Мы часто видим родословие как список почётных предков, каждый из которых чем-то славен. Но чтение, которое сегодня открывает нам Святая Церковь, показывает и напоминает, что Христос родился не в стерильном мире с безупречной родословной, но среди Его предков по плоти были люди, несущие как свет и добродетель, так и связанные с темными страницами истории. Ибо Христос пришел не ради того, чтобы собрать вокруг Себя чистых и достойных, но чтобы спасти все человечество.

Всмотримся в эти имена: Авраам, поверивший Богу несмотря на смутные обстоятельства; Иаков, чьё сердце пережило и страсть, и покаяние; Давид, великий царь и одновременно грешник, обагривший свои руки кровью и раскаявшийся до слёз; Иосиф Прекрасный, пострадавший от зависти и сохранивший чистоту. Но рядом с ними — и те, кто отступал, предавал, кто жил в неверности и жёсткости сердца. И всё же Господь не отвергает и их, потому что в каждой судьбе может воссиять покаянный свет. Именно этот вздох души, возвращающейся к Богу, и становится частью пути к Христу.

Все эти поколения, вся эта цепочка людей, как будто отражает нашу внутреннюю жизнь: и подъёмы, и падения, и попытки веры, и страшную слабость. Родословие Христа не боится раскрыть перед нашими глазами всё многообразие человеческой природы, потому что Сам Бог, став Человеком, вошёл в глубину нашей немощи и исцелил её Своим бесконечным милосердием. Мы видим, что Господь не выбирал для Себя одно лишь безупречное, но снисшел к нашему несовершенству, дабы каждого позвать к святости.

В этом ли не величие Божие: человек, с его склонностью к падению, способен стать причастником Божественной жизни! Иными словами, без человека не было бы и самого факта Воплощения, ведь Господь по Своей неизреченной любви соединился именно с нашей плотью и кровью, с её земной историей, чтобы сделать нас наследниками Царства Небесного. При этом никто не исключён из Его замысла. Даже тот, кто считает себя наименее достойным, может обнаружить, что именно через его искреннее покаяние раскрывается путь ко Христу для окружающих.

Пусть грядущий праздник родит и в нас новое видение нашей семьи, рода, народа, чтобы мы не пытались делать вид, будто можем похвалиться лишь поступками святых или героев. Нет, мы открыто признаем и тяжесть греха, и слабость человеческой природы, однако именно в этом признании начинается исцеление. И тогда, когда зазвучат в Вифлееме ангельские слова о рождении Богомладенца, мы сможем, подобно пастухам, принести Ему самое важное — наше сердце, готовое принять милость и готовое стать частью Его спасительного замысла. 

Аминь.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 5 января 2025 года. Неделя перед Рождеством Христовым, святых отец. Храм Рождества Христова, что в Рыбаках, г. Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.