27.06.2021 | 

Урок о первых и последних

Евангельский отрывок, положенный Церковью для чтения за Божественной литургией в первое воскресенье после Пятидесятницы, заканчивается парадоксальными словами Господа Иисуса Христа: многие первые будут последними, и последние — первыми. 

Последние будут первыми, а первые последними — казалось бы, это намеренное нарушение земной логики Господом выглядит несправедливым. Особенно несправедливым это может показаться тем, кто в жизни земной стремится во всём быть первым и много работает для этого. Ведь общественное признание и статус, положение первого в каком-либо сообществе достигается порой путём больших усилий, самоограничений, концентрации на каком-либо деле, в конце концов — Богом данными талантами, которые развивает человек, опять же, считая это богоугодным делом, потому что так учил Христос.

Если мы перевернëм страницу Евангелия, то сразу же за этой фразой о первых и последних увидим, что Господь продолжает Свою мысль, рассказывая собравшимся притчу о виноградарях, созванных на работу в разное время: самые трудолюбивые пришли утром, другие — к полудню, третьих же хозяин виноградника, увидев, призвал и вовсе вечером, когда рабочий день уже клонился к закату. И всем им по окончании трудов дал одинаковую оплату — и тем, кто трудился полдня, и тем, кто гнул спину весь день под палящим зноем. И даже тем, кто поработал всего час. Всем воздал поровну. Конечно, тем, первым, это показалось чрезвычайно несправедливым, они стали возмущаться, но хозяин сказал им: «Разве я не заплатил вам ту сумму, о которой мы договаривались? Так чего же вы тогда возмущаетесь, что я и другим дал столько же? Или вы завидуете?».

Господь, говоря о Царствии Своём, Царствии, которое «не от мира сего», — показывает эту неотмирную логику Царства подобными примерами. Он говорит, что для Него важны все мы — и первые и последние. Слушая слова о первых и последних, кто-то может возмутиться участи первых, но другие могут подумать и о счастье последних. О тех, кто уже отчаялся в этой жизни найти свой путь, о тех, кто обездолен, лишён славы и чести. О тех, кто тем не менее, несмотря на закат дня, всё же пришёл на работу к Виноградарю. Часто в Церкви бывает так, что мы, люди церковные, приходящие на службы всю жизнь, старающиеся соблюдать заповеди, немного свысока смотрим на тех, кто пришёл к Богу и церковной жизни только что. А может быть, ещё и не пришёл, но только Бог знает, когда они придут. 

И этими Своими словами Господь напоминает нам, что Он взирает на всех нас не под тем углом, не с той стороны, с которой можем видеть мы. Мы видим отчасти то, что было, взгляд наш устремлëн в прошлое. Но Он смотрит и из будущего тоже. Мы оцениваем других по внешним критериям и проявлениям, но Он видит суть. Видит истинные мотивации каждого из нас — и первых и последних. И именно по тем, неведомым нам проявлениям духовной жизни Он и оценивает нас. Он не говорит, что все первые станут последними и наоборот, но говорит, что многие. То есть не всё, что мы видим каким-либо образом сейчас, на самом деле является таковым. И в Царствии Божием все наши земные проявления власти, силы, славы, ума, признания — не будут иметь значения.

Мы не можем быть достойными Царствия. Оно не будет даровано нам за то, что мы были первыми. Как, впрочем, и за то, что были последними. Однако часто так случается, что именно те самые первые так привыкают к собственной силе, что совершенно не заботятся о будущей жизни или считают, что она достанется им за уже совершённые заслуги. Но Бог говорит об ином. Он говорит, что Царствие дарует нам скорее не по заслугам, но по Своей щедрости, подобно тому как хозяин виноградника разделил оплату между всеми потрудившимися. 

И ещё часто случается так, что само право и стремление быть первым становится препятствием к достижению Царствия. Как это случилось с богатым юношей, который подошёл ко Христу и спросил, что ему делать, чтобы стать совершенным. Он уже жил праведной по меркам своего общества жизнью, соблюдал заповеди, подавал нищим. И по меркам того же общества он относился к числу тех, кого можно назвать первыми. Но что говорит ему Господь? Если хочешь быть совершенным — раздай имение своё нищим и следуй за Мною. То есть — отдай своё право быть первым, стань последним и иди за Мной. И мы знаем, что юноша не смог сделать этого, хотя, если бы сделал, мы бы знали его сейчас не как просто богатого юношу, но, наверное, он стал бы апостолом.

Многие места в Евангелии пронизаны этой истиной о первых и последних — это и фарисей и мытарь, и блудный сын и его старший брат, и званые и избранные на брачный пир, и милосердный самарянин и немилосердные священники, проходившие мимо избитого человека. В конце концов, это и фарисеи и правители Израиля, наполненные своей властью и честью, окружённые почётом земным, — и Господь, родившийся в хлеву, живший в бедном провинциальном городе и работавший плотником. Господь, Который, препоясав лентием чресла Свои, умывал ноги ученикам, бедным рыбакам. 

Такой непростой урок даёт нам Господь в сегодняшнем Евангелии. Урок, который заключается в том, что стоит быть скромнее, особенно в притязаниях на некие духовные дары. Не гордиться своей мнимой праведностью, церковностью или добродетелями. Не искать статусов, положения или почёта. Или если и искать, то не надеяться на то, что всё это хоть как-то может положительно повлиять на нашу загробную участь, на жизнь после смерти, перед которой все равны — и сильные и слабые. На Царствие Небесное, которое даёт Господь верующим в Него, но не за их заслуги, а по Своей великой любви и щедрости.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 27 июня 2021 года. День всех святых. Храм преподобного Сергия Радонежского на подворье Екатерининского монастыря, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.