30.04.2021 | 

Ты не умрёшь

Найдутся ли какие-то слова, чтобы выразить то, что произошло в этот день две тысячи лет назад, если даже «солнце померкло» (Лк 23:45) и «земля потряслась, и камни расселись» (Мф 27:51)? Откуда найдутся слова в языке нашем, чтобы выразить эту скорбь, эту кульминацию вселенской драмы, это событие, ставшее центром истории человечества? 

Мы слышим последнее перед смертью слово Богочеловека, которое слышал находящийся перед Крестом апостол Иоанн, записавший это в своём Евангелии:

«Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: “Свершилось!” И, склонив главу, предал дух» (Ин 19:30).

Свершилось. Бог, сотворивший всё из ничего Своим словом, Бог, повелевший всему быть, повелевший: «Да будет» — всему сущему, воплотился в человеческом теле. В таком теле, которое Он дал Адаму, творя его из праха земного, зная, что однажды и Ему Самому предстоит принять это тело для Себя. И вот всё это произошло. Сотворëнный Им мир смог принять Богочеловека. Но не смог Его уберечь. И Бог, висящий на Кресте, вновь произносит Своё слово, как это уже было при творении мира. Словно завершая сказанное Им при творении мира «Да будет», на Кресте Он произносит: «Свершилось».

Свершилось всё, чему надлежало быть. Свершились пророчества и писания. Бог, звавший в райском саду согрешившего словами «Адам, где ты?», — теперь истинно нашёл Адама, пролив за него Свою кровь. Тогда, в раю, Адам не ответил на вопрос Бога, спрятавшись от Его Лица. Он вкусил заповедный плод и вместе с этим запретным шагом — вкусил смерть. С тех пор каждый человек в мире рождался, чтобы однажды умереть. И Бог пришёл в мир, чтобы разделить эту участь человека, но не просто разделить, а избавить Адама и вместе с ним всех нас от того древнего проклятия. И вот, Богом же дан ответ на безответный вопрос Адаму. И ответ этот — «свершилось». Ткань бытия, разодранная грехопадением, отныне возвращена в мир с Богом и в Боге. Грех отнят от мира. 

Мы стоим перед Плащаницей Спасителя, подобно тому, как два тысячелетия назад стояли перед Его Телом, снятым с Креста, Его мать и ближайшие ученики. Тот, Кто говорил о жизни и воскресении, Тот, Кто Сам был и Истиной, и Жизнью, Тот, Кто возвещал благую весть и воскрешал мертвецов, — Сам ныне лежит наг, уязвлен и мертв. А Та, Которая ещё совсем недавно пела Ему колыбельные песни, ныне воспевает Ему песнь погребальную.

Глубина пережитого Ею вряд ли доступна нам, но вслушаемся в биение своих сердец, и мы, возможно, услышим в них отзвук биения Ее скорбящего и любящего сердца, приоткрывающего нам завесу этой трагической тайны. Тайны смерти Бога, умершего от наших рук, умершего за нас. Бога, решившего поступить так из великой любви. Любви, которая действует вопреки злу и смерти. Любви, которая приносит радость и даёт смысл жизни. Любви, которая приносит боль. 

Несколько лет назад один из наших современников, вдохновлённый событиями Страстной седмицы и Великой Пятницы, написал строки стихов об этой любви:

Это больно, когда Ты уносишь боль:

я ведь прежде считал, что она — моя;

я не мог ее разделить с Тобой,

слишком мало было во мне — меня.

Выбрал первым Ты, потому что я

ни за что, никогда бы не выбрал крест.

Ты сказал, что теперь эта боль — Твоя.

…И стоит Твой Крест возле людных мест;

мимо — поступь усталых и стертых ног,

мимо — взгляд равнодушно-тревожных глаз…

Но Ты сделал всё, что Ты только мог,

для израненных, злых и свободных нас.

Нам осталось увидеть, что лишь с Тобой

мы способны остаться и стать людьми,

протянув на раскрытой ладони боль

и чуть слышно Тебе прошептав: «возьми!»

Другой христианский мыслитель, размышлявший в своих трудах о любви и смерти, написал: «Любить человека — значит сказать ему: “Ты не умрешь”». И именно так возлюбил Господь нас, павшее человечество, чтобы через боль Креста и через собственную смерть сказать Адаму и каждому из нас: «Свершилось. Я люблю тебя. Ты не умрёшь»[1].

И пусть сегодня изнутри нас рвутся наружу скорбь и рыдания, но мы знаем, что это всё ради любви. И мы чувствуем великую надежду и ожидаем самого главного чуда, которое изменило и преодолело великую трагедию человечества. Церковь ныне вкладывает слова этой надежды в уста Богоматери, которые мы читаем в каноне «На плач Пресвятой Богородицы»:

Воспеваю милосердие Твое, Человеколюбче, и покланяюсь богатству Твоей милости, Владыка: ибо, желая спасти Твое создание, Ты принял смерть, но Твоим Воскресением, Спасе, помилуй всех нас»[2].


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 30 апреля 2021 года. Великая Пятница. Воскресенский кафедральный собор, Тверь.

Габриэль Марсель, «Ты не умрешь».
Тропарь канона «О распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы» на повечерии.
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.