Сегодня перед нашими духовными очами предстаёт женщина, скованная болезнью так, что не может разогнуться. Мы видим, как в синагогу входит Господь, Который «разрешает», то есть буквально «развязывает» и освобождает её от рабства недугу, придавливавшему её к земле. Мы видим и фарисея, обвиняющего Христа в том, что Он исцеляет в день субботний. Господь говорит ему: «Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведёт ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк 13:15−16).
Итак, мы видим женщину, освобождённую от болезни, которая прижимала её к земле. И видим начальника синагоги, который также отягощён и придавлен к земле своими собственными представлениями о благочестии, о правильном и неправильном, и он не способен от них освободиться.
Господь приходит в наш мир, чтобы сделать всех нас свободными. Избавить от рабства греху и распутать те узлы, которыми мы сами себя обвязали с ног до головы, прижав к земле. Мы можем не видеть собственного положения, можем настолько привыкнуть к болезни и связывающим нас путам, что совсем перестанем их замечать, и они покажутся нам всего лишь продолжением нашей личности. И чаще всего мы действительно не способны объективно оценить то положение, в котором оказались.
Исцелённая сегодня женщина не просила Христа об исцелении. Вероятно, она настолько привыкла к болезни, что уже научилась с ней жить. Но Христос, входящий в синагогу, Сам подзывает её и исцеляет. Мы знаем, что Христос сделал подобное и для всех нас: Он пришёл к нам, жил среди людей, был мучим и распят, чтобы исцелить нас от власти греха и от смерти. Он сделал всё это не дожидаясь, что человечество попросит Его о спасении, ибо Он лучше всех знает, что от нас, привыкших к собственной греховности, ждать просьб о спасении — бесполезно. И мы можем видеть, как часто субботний день, святой день, день покоя, в разных местах Евангелия связан именно с таким освобождением. Господа не раз критиковали за то, что Он именно в этот день совершал исцеления и чудеса. Но нам стоит помнить также и то, что и дело нашего спасения Он совершил именно в этот день — день Великой субботы.
Все мы связаны в той или иной степени. Все мы духовно согбенные и нуждаемся в Господе, Который нас исцелит. И все мы в день воскресный, в новую субботу, в которую воскрес Христос, приходим в Его дом, чтобы Он освободил нас от рабства греха, развязал нас от тяжести грехов и исцелил. С радостью мы «собираемся вместе в известный день и поём песнь Христу, как Богу» [1]. Мы пьём из Чаши, в которой Сам Христос. Мы переживаем благодать, когда соединяемся в Причастии Христу, предвкушая грядущий праздник вечной свободы.
Так происходит каждую неделю: мы выходим из храмов, из дома Отца нашего, и скитаемся на стране далече. Чтобы в святой день вновь прийти к Нему в объятья, соединиться с Ним, принять исцеление, освободиться от тяжести грехов. Мы сломлены, но не отвергнуты. Мы связаны, но Бог нас освобождает. Мы больны, но Он, исцеляющий Господь, посреде нас, собранных во имя Его. Мы, может быть, и не знаем, какой именно больны болезнью, но Он знает. И мы верим, что Он придёт и исцелит нас от неё.
__________
[1] Плиний Младший, Письмо императору Траяну, книга X, 96.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 13 декабря 2020 года. 27-я Неделя по Пятидесятнице, день памяти апостола Андрея Первозванного. Храм святителя Николая Чудотворца в селе Никольское Калининского района Тверской области.