28.08.2021 | Двунадесятые праздники

Тайна Божией Матери

Успение Пресвятой Богородицы — это праздник, который некоторые называют летней Пасхой. Один из новомучеников и исповедников, святитель Афанасий (Сахаров), называл Успение храмовым праздником всей Русской Церкви. На его значимость и грандиозность указывают и столь же строгий, как и Великий, пост, и схожая с Пасхальными и Страстными богослужениями структура некоторых чинопоследований. 

Однако, как и на многие праздники, посвященные Пресвятой Богородице, Евангельское и Апостольское чтения ничего о Ней не говорят. Такое умолчание во многом связано и с преобладающим молчанием Самой Пресвятой Девы на страницах Священного Писания, и с тем, что Тайна Матери Божией напрямую связана с Тайной Ее Сына или, точнее, с тем, что через Нее открывается прежде всего Он Сам.

В этом удивительном смирении и глубоком Ее молчании нам может приоткрыться, если мы сами того пожелаем и на это согласимся, понимание того, что же является наиболее значимым, наиболее важным, наиболее драгоценным в нашем вероучении. И этим наиболее важным и единственно ценным, несомненно, является Сам Христос, Которого нам непрестанно являет и Пресвятая Богородица, и все святые, и все песнопения, и обряды, и праздники Церкви Христовой. 

Всякий раз, встречая Деву Марию, мы замечаем, что Она как бы находится на втором плане, всегда избегает Своей авторитетности, всегда стремится явить прежде всего Сына Своего, Его любовь, Его учение, Его светлый образ, Сама же как бы растворяется в Нем и старается оставаться незаметной и незамеченной, чтобы явить Его Самого.

Поэтому у нас нет отделенного от учения о Христе учения о Божией Матери, ибо и Сама Она всегда была только как бы дверью к Нему. Поэтому и сегодняшнее Апостольское чтение нам говорит прежде всего о Христе, призывая нас иметь «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп 2:5). То есть искать Его общения и у Него научаться человечеству, так чтобы в нас умерло всё ветхое и ненужное, всё стремящееся ко злу, всё тленное, и растлевающее, и несущее лишь смерть, и жизнь наша могла быть «сокрыта со Христом в Боге» (Кол 3:3).

В Успении Пресвятой Богородицы видим то, чего ожидаем все мы, то есть всецелого вхождения в Царство Божие, в жизнь со Христом и во Христе. Мы не знаем, какой будет та жизнь, не знаем, когда закончится эта, не знаем и того, что будет между, но верим и надеемся, что «Воскресивший» некогда «Христа из мертвых оживит» (Рим 8:11) и нас, и примет нас в Свои объятия, позволит нам войти в Его любовь и разделить с Ним нескончаемую Вечерю Любви, подобно тому как Господь принял к Себе Свою Пречистую Матерь. Которая сопровождала Его на протяжении всего Его нелегкого земного пути, приняв раз и навсегда волю Божию, приняв добровольно и с любовью. Которая до конца Своей собственной жизни продолжала приводить к Нему всякого встреченного Ею человека. Которая и по Успении Своем не оставляет мир, но, будучи Матерью Самого Источника Жизни, продолжает опекать нас и вести к этому Неиссякаемому и Живоносному Источнику всякого обращающего к Ней свой взор и свои молитвы.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 28 августа 2021 года. Успение Пресвятой Богородицы. Старицкий Свято-Успенский монастырь, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.