14.08.2021 | Вера

Таинство Креста

«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста», — читаем мы в греческом часослове о происхождении нынешнего праздника — Происхождения, или Изнесения, Честных Древ Креста Господня. Народ Руси после принятия Крещения принял этот праздник, и с тех пор мы совершаем вынос креста в этот день, поклонение ему, водосвятие и освящение плодов.

Мне кажется, что в нынешнее время поветрия и болезни нам стоит вновь задуматься об изначальном смысле этого праздника, когда Крест Господень выносился на улицы Константинополя для освящения пространства улиц и дорог, для сохранения от болезни людей, живущих в городе. Мы тоже нуждаемся ныне в помощи Божией и в защите Его от посетившей нас болезни, которая уже два года не отступает. Которую мы не можем победить силами человеческими и пока что даже силами самых умных, безусловно талантливых и самоотверженных врачей и ученых, которую сможем преодолеть только силой Божией и милостию Его.

Крест Христов — это не только орудие нашего спасения, не только символ победы над смертью, не только радостное знамя любви Бога к Своему созданию, хотя и всё это, несомненно, тоже и даже в первую очередь. Крест — это и память о Господе Иисусе Христе, о том, что жизнь Его не была иллюзией, что пусть и невидим ныне Он Сам, но мы можем прикоснуться к чему-то, чего Он касался, что оказалось вплетено в Его земной путь. И из этого восприятия мы можем вынести всё то, о чем мы лишь читаем, о чем лишь слышим, но что было давно, и привнести это в свою жизнь, сделать частью своего реального опыта. Чтобы, как пишет Дионисий Ареопагит, не только узнавать, но и пережить божественное. А пережив, мы можем надеяться и на то, что сможем действительно жить согласно Христову учению, согласно указанному Им пути, которые пролегает через Тайну Креста, через смерть и воскресение с Ним и в Нем. 

Сегодня мы слышали одно из самых скорбных евангельских повествований — о суде над Господом Иисусом Христом, о Его страданиях, распятии и смерти. Эти евангельские строки Церковь вспоминает всякий раз, находясь в преддверии Страстей Христовых, на Страстной седмице, а также в праздники, посвященные Кресту Господню. Какой-то особенный символизм этого чтения заложен и в том, что оно провозглашается Церковью в период входа в Успенский пост — пост, в который мы вспоминаем последние дни земной жизни Богоматери.

Сегодня мы вновь услышали диалог Пилата и Господа Иисуса Христа. Правителя земного и Царя неба и земли. Грешного человека, облеченного властью, и безгрешного Богочеловека, связанного и избитого, приговоренного к смерти на кресте. Мы слышали, как Пилат выводит Христа в венце из терния и в фальшивом пурпуре к народу. И говорит собравшимся во дворе: «Се, Человек! Я не нахожу в Нем вины». И слышим, как безумствует толпа вопреки мирскому судье и закону человеческому: «Распни, распни Его!».

Мы слышали величественное Евангелие Креста. В этом Евангельском отрывке — сердцевина истории человеческой. И эта история ужасает и удивляет, она вопрошает о том, чтó есть человек, каковы его низменные проявления и каков он в своем величии. Вопросы, которые ставит Пилат Христу и которые человечество ставит Богу. Из этого Евангельского чтения мы четко видим, что даже самая большая трагедия — это вопрос выбора. Личного выбора каждого человека. Пилат сделал определенный выбор, но и Христос сделал Свой выбор. Пилат сделал выбор в пользу сохранения своей власти любыми путями. Христос сделал выбор в пользу спасения человечества от вечной погибели и смерти. Тоже любым путем.

Выбор ежеминутно встает перед каждым из нас. Необходимость выбирать ставит нас по ту или иную сторону: быть с ожесточенными сердцем людьми, желающими не иметь ничего общего со Христом, или же быть с теми, кто, может, и не в силах предотвратить зло, но готов следовать за Спасителем повсюду. И хотя порой так хочется убежать от любой ответственности в царство абсолютной причинно-следственной связи, царство детерминизма, но именно подлинная свобода, о которой говорит Евангелие, не позволяет скрыться от себя.

Поиск истины, как и свобода, — это определяющее человека свойство. Речь не о той истине, которая обозначает соответствие написанного на обложке содержанию книги. А о той Истине, которой мы так боимся и вместе с тем так жаждем. Она не в сложных философских беседах, хотя и они могут быть путем к ней. Однако открывается она всё же сердцу, такому сердцу, которое жаждет ее, несмотря на весь страх перед ней. И наш ответ на встречу с Истиной, как и свободный выбор, осуществляемый нами, определяет место каждого из нас в Таинстве Креста.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 14 августа 2021 года. Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Лебедеве, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.