22.04.2022 | Вера

Свершилось

Свершилось. Через боль и смерть Своего Единородного Сына Бог показал нам, каков Он. О том, каков Он, что Он думает о нас, какими нас считает, красноречивее любых слов говорит Его Гроб. Мы склонны недооценивать слова, мы, скорее, предпочтем не слышать предупреждений, мы часто не доверяем говорящим о любви и о жертве. Но мы точно распознаем дела, совершённые ради нас. 

Каков Бог? Давайте всмотримся в Его Лик, в лицо Богочеловека, лежащего ныне бездыханным. Он решил стать жертвой за наши грехи, а значит, почувствовать в полноте все чувства человечества, в том числе и горькое отвержение, когда все оставили, разбежались, предали. Когда Ему казалось, что даже Отец Небесный оставил Его. Но когда все оставили Его — он думал не о Себе, а о них, прося Отца простить творящих с Ним бесчеловечные дела.

Каков наш Бог? Об этом говорит Его смерть. Свидетельство проткнувшего Его ребра копьем воина, оставшееся навсегда в Евангелии, говорит нам, имеющим более или менее современные знания о медицине, о том, что Он умер не от потери крови, не от боли, Он умер потому, что Его сердце не вынесло всего, что произошло. Богочеловек, Сын Божий, умер на Кресте от разбитого сердца, от высшей формы душевного и телесного страдания.

Каковы же мы? О нас нам рассказывают люди, которые окружали Богочеловека во время Его страданий. Эти время и события — концентрат всего, что происходило и будет происходить в человеческой истории. Как в зеркале мира, мы можем увидеть в происходящем и свою фигуру. Среди тех, кто убежал в страшный момент. Среди тех, кто распинал. Среди тех, кто смеялся. Среди тех, кто кричал: «Если Ты Сын Божий — сойди с Креста». И вот среди последних людей верующие могут себя заметить с большей вероятностью.

Ведь так часто мы словно бы обвиняем Бога в Его всемогуществе. Опираясь на эту идею, мы начинаем требовать от Него каких-то вещей, свершений, событий. Мы предъявляем Ему претензии: почему Он, всемогущий Бог, не остановит наши войны? Почему не защитит беззащитных? Почему не искореняет страдания, почему не разрушает нечестивые замыслы злых людей, почему не остановит трагедию, разворачивающуюся на наших глазах? Если Его воля благая, то почему Он не исполняет Свою волю? 

Посмотрим на Него, нашего Господа, лежащего в пеленах и приготовленного к погребению.  Он не остановил руки, занесшей над ним плеть. Не остановил руки, пробивающей Его ладонь грубым гвоздем. Он не остановил суда, оплевания, издевательских выкриков, человеческой подлости, пошлости, алчности, властолюбия, которые распяли Его на позорном древе. И теперь мы должны бы понять то, каков Он. Он не меняет обстоятельств. Но из самых ужасных обстоятельств тем, кто Ему доверяет, дает нечто, превосходящее всякую злобу, жажду крови и смерть. Он дает Свою кроткую любовь. Любовь, которая однажды всё равно побеждает и страдания и смерть.

Когда мы смотрим на Крест, мы видим любовь Небесного Отца. Любовь и силу, которые потребовались, чтобы позволить Сыну Своему Единородному умереть за нас с вами. Силу ничего не сделать вопреки издевавшимся над Сыном. Чтобы через Сына мы могли увидеть обнаженную душу Бога, Который нас любит и протянуть вместе с Богородицей со слезами и благодарностью Ему свои руки во взаимной любви. 

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 22 апреля 2022 года. Великая Пятница. Воскресенский кафедральный собор, Тверь. 

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.