27.02.2022 | Притчи

Страшный Суд — это наш свободный выбор в вечности

Есть старая легенда о том, как старик говорит со своим маленьким внуком о жизни. «Я уже старый, но всю жизнь во мне идет борьба, это страшная битва между двумя чрезвычайно сильными зверьми. Один из них злой — это гнев, зависть, высокомерие, обиды, вожделение, ложь, гордость и всяческая безнравственность. Второй зверь хороший — это радость, мир, любовь, надежда, смирение, доброта, сострадание, радость и вера. Та же борьба будет всю жизнь происходить и в твоей жизни, мой мальчик. Такова участь всех живущих на земле».

Мальчик задумался, молчал несколько минут, а потом спросил деда: «А кто из этих двух победит в конце концов?» Старик ответил просто: «Тот, которого ты будешь кормить».

В сегодняшней притче Господь тоже говорит о двух типах зверей, двух видах животных. В качестве примера Он приводит овец и козлов. При этом стоит заметить, что в жизни овцы не превращаются в козлов, как и наоборот. Они уже рождаются таковыми. Но Он говорит не о животных, а о людях, внутри которых есть и добро и зло, и лишь в их силах жить так, чтобы в них победило начало доброе. В каждом из нас есть и этот козел из притчи, и эта овца. Тот из них, которого мы будем взращивать, — и победит.

Эта притча не столько о суде Спасителя, не о Его решениях, сколько о решениях наших. Да, выбор на Страшном Суде будет делать Христос, но Его выбор будет продолжением нашей жизни и станет отражением нашего собственного выбора. То есть мы всегда сами решаем, по какую сторону от Него стать — по левую или по правую. А Он закрепит этот наш свободный выбор в вечности. 

Но этот наш выбор не того типа, когда мы выбираем ту или иную вещь, тот или иной поступок, ту или иную дорогу осознанно и с расчетом на результат. Это тот выбор, который мы делаем чаще вопреки расчетам, целям, вопреки разуму. Потому, если обратить внимание на притчу, и те, кто стал по правую сторону Христа, и те, кто оказался по левую руку, — одинаково недоумевают: «Да разве мы таковы? Господи, да когда же мы видели Тебя голодным, жаждущим, томящимся, больным?» Праведники не знают о своей праведности, грешники — о своем грехе. Потому что и то, и другое не целенаправленные поступки, а нечто, являющееся их сутью. Сутью, которая велела им поступать хорошо либо равнодушно. Обе стороны удивлены принятым решением.

Господь, с одной стороны, предупреждает, каков будет суд и что именно будет решающим на нем. Но, с другой стороны, это пророчество, в котором мы можем увидеть, что, несмотря на все предупреждения, не все его поймут и не все воспримут всерьез: будет кого судить. И, возможно, и те, и другие удивлены как раз именно потому, что относили себя к противоположному лагерю: праведники мыслили себя недостойными, а грешники как раз и думали, что они окажутся вместе с Богом за свои дела. Мы можем понять это, если зададим сейчас вопрос самому себе: «Если этой ночью я умру — где окажусь?».

Еще люди по обе стороны удивляются, как мне кажется, потому, что они не поступали хорошо или плохо специально. Дело не в мелких грехах и ошибках. Дело в том, что, когда мы поступаем в сложной ситуации так или иначе, мы чаще всего не рассуждаем о наградах или осуждении. Мы действуем исходя из своей идентичности, исходя из того, каковы мы, какими мы сделали сами себя своими жизненными установками, верой, маленькими добрыми делами, совершёнными просто так, из любви. 

И потому, когда мы оказываемся лицом к лицу с несчастьем другого человека — бедностью, голодом, болезнью, — мы не думаем, что делаем что-то необычное, особенное и непривычное, помогая ему или отворачиваясь от него. Забота о бедных и больных не делает нас овцой или козлом. Забота о бедных, больных, голодных и гонимых показывает Господу, миру и нам самим, являемся ли мы этой овцой или этим козлом уже сейчас. 

То, как мы прямо сегодня и сейчас реагируем на боль и немощь других людей, показывает, в чем именно прямо сейчас заключается наша сущность. Видим ли мы уже сейчас в людях, которых встречаем каждый день, Христа, поступаем ли мы с ними так, как, мы думаем, поступили бы мы со Христом, если бы встретили Его перед собой сейчас. Это и есть наша сегодняшняя идентичность. Это и есть мы — уже сегодня стоящие слева или справа от Судии. Сегодня, вне зависимости от прошлого, которого уже нет, и будущего, которое, неизвестно, наступит ли, мы таковы, каковы мы есть сейчас. И это не повод для того, чтобы опустить руки. Это повод для того, чтобы прямо сейчас, сегодня и так каждый день — эти руки протянуть к ближнему, которому они так нужны. И к тем, о нужде которых мы знаем, и к тем, которые встретятся на нашем пути сегодня и всегда.

Жили два брата. Один стал успешным человеком и известным меценатом. Второго судили за жестокое убийство. И вот на процессе обоих братьев стали расспрашивать о причинах. «Как вы стали преступником?» — спросили подсудимого брата. «У меня было тяжелое детство. Отец пил, избивал мать и меня. Кем я еще мог стать, как вы считаете?» — ответил он. Спросили и второго брата: «Как вы добились всего, что у вас есть, и стали таким известным благотворителем?» И второй брат отвечал: «У меня было тяжелое детство. Отец пил, избивал мать и меня. Кем я еще мог стать, как вы считаете?»

Если внимательно вглядеться в Евангелие, то мы увидим, что Господь не очень много говорил о грядущем, о том, что должно свершиться. Лишь несколько притч и фраз ученикам. Но Он очень много говорил о том, какими мы должны быть в настоящем, уже сейчас. Мы должны участвовать в Божием Царствии уже сейчас, потому что, когда оно придет, — мы уже будем в нем либо нет. Потому что нельзя измениться и стать человеком другой породы в одночасье. Чтобы служение ближним стало естественной нашей частью, нужно, чтобы это служение стало святой привычкой каждого из нас.

Давайте постараемся помнить об этом и постараемся закрепить эту привычку в собственной жизни. Для этого грядет время Великого поста, время, за которое мы можем измениться. Продолжительное время для того, чтобы ежедневно делать добро и через это выработать в себе ту суть, о которой говорит Господь. Давайте видеть Господа Иисуса в тех, кто нуждается, впрочем, как и в тех, кто не испытывает нужды. Давайте видеть Его в тех, кто согласен с нашими политическими, религиозными, общественными взглядами, — и еще больше в тех, кто с нами не согласен. В жертвах преступлений и в самих преступниках. В страдающих и угнетенных, как и в тех, кто от своей внутренней боли и пустоты причиняет другим страдания. В тех, кто причиняет нам боль, и в тех, кого обидели мы. 

И тогда, когда мы научимся видеть Христа в великих и в малых, в наибольших и наименьших, — тогда они перестанут быть великими или малыми, они станут нашими братьями, едиными во Христе. Они станут частью нас, а мы через них — частью Христа и Его Царствия.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 27 февраля 2022 года.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.