Вместе со Христом мы всё ближе подходим к Вечному и Святому городу, к Иерусалиму, в котором Богочеловеку предстоит пострадать ради нашего спасения. Всё отчетливее видны стены и врата древнего града, всё ближе день Искупления человечества, который нам предстоит пережить вместе со Христом и учениками, день Господень, ради которого сотворен мир.
Довольно часто мы склонны, подобно Иакову и Иоанну, о которых мы слышали сегодня, просить у Господа чего-то своего, некоей лучше участи, на которую мы надеемся и рассчитываем, пользуясь своей близостью к Спасителю, хотя бы по праву нахождения в Церкви Его. Иаков и Иоанн попросили о силе и власти земной, о славном положении в царстве, которое, как они думали, принес Христос. Тогда Он, готовившийся к входу в Иерусалим, предчувствующий горечь страданий, ответил им, просящим о власти земной: между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк 10:43–44).
Мир живет по такому принципу, что чем человек важнее, тем больше людей вокруг служат ему. Так было во времена земной жизни Христа, ничего не изменилось и теперь. Но в том мире, о котором говорит Христос, всё устроено иначе: чем большему количеству людей ты служишь, тем ты важнее. Если мы хотим быть великими в глазах людей — мы окружаем себя людьми, готовыми нам служить. Если мы хотим быть великими в глазах Бог — мы должны сами служить другим, почитать других выше и лучше себя, обращать внимание не на свои интересы, но на интересы других людей.
Ученики просили Его об участии в управлении, потому что не знали, что ждет Его совсем скоро: скорбь, страдания и смерть. Они ожидали Его триумфа и в этом триумфе просили доли себе. Но мы знаем о Его Страстях. Знаем о том, что путь Его учеников, не только апостолов, но и настоящих христиан всех времен, — это путь крестный, путь через страдания к смерти. И тем не менее мы всё равно живем с представлением о том, что хотим быть первыми, лучшими и великими. Даже если не говорим об этом вслух, даже если не отдаем себе в этом отчета, но, скорее всего, предпринимая что-либо, делая даже добрые дела, даже произнося слова молитвы, мы ставим себя на первое место. И этим представлением о себе как самом важном и главном в жизни, этим принципом «я — прежде всего» руководствуемся и в отношениях, и в работе, и в служении, и в браке, и даже в отношениях с Творцом.
Один мой знакомый рассказывал о том, как он применил слова Христовы в своей жизни и какой вывод сделал из этого. Дело было такой же великопостной весной, и он думал о воскресном Евангелии, которое читали сегодня и мы. В один из дней по работе ему нужно было отправить большое количество документов почтой. И, как это довольно часто у нас бывает, он столкнулся на почте с женщиной-сотрудницей, которая была очень груба с ним, резка и практически невыносима. Первой реакцией моего знакомого было вспылить, пожаловаться, поставить на место. «Ты обслуживающий персонал, должна делать то, что мне нужно, я плачу за это, а ты получаешь зарплату», — гневная мысль зудила у него в голове. Он уже было собрался устроить сцену, позвать ее начальство, постараться, быть может, даже ее уволить.
И тут, говорит он, нащупал в кармане куртке свои четки, которые всегда носил с собой, и вспомнил о том, какой смысл несет седмица, в которой всё происходит. Он взял в ладонь четки, словно бы взял за руку Спасителя. «Не будь таким. Не делай этого», — как будто услышал слова Богочеловека. И подумал, как эту ситуацию можно использовать на пользу этой сотруднице и для своего спасения. Пока она заполняла с недовольным видом какие-то документы, он размышлял о том, что, должно быть, она совсем мало зарабатывает. Скорее всего, ей едва хватает на еду и какие-то совсем простые вещи. А работа у нее достаточно сложная, приходят конфликтные люди, которые постоянно чего-то требуют и всем недовольны. Вряд ли это дарит много радости ей в жизни.
Он сказал ей, что ценит ее помощь, похвалил ее за профессионализм, подарил улыбку. Его работа была связана с отправлением документов раз в неделю, и каждую неделю он старался прийти в смену этой сотрудницы, заходя, всякий раз спрашивал о том, как прошел ее день, и со временем она стала рассказывать. Он хвалил ее работу или внешний вид, старался всем своим поведением показать, что она самый важный человек, которого он встретил сегодня. И спустя короткое время он стал для нее самым главным, самым важным посетителем почты. Спустя время она обмолвилась о том, со сколькими сложностями столкнулась в жизни, что растила двух детей, уже старшеклассников, одна, перебиваясь с воды на хлеб. Ее раздражительность была более чем мотивирована тяжелым финансовым положением и тревогой за детей.
Он решил послушаться слова Господа и стать слугой для этой женщины. Точнее, даже не слугой еще, а просто человеком, который отнесется по-доброму, поймет и выслушает, тем самым — послужил ей, как заповедал Бог. И он стал для нее самым главным, великим и важным человеком. Человеком с большой буквы. Сколько мы встречаем таких людей, как эта женщина, в жизни? Да ведь на каждом шагу: в автобусе и магазине, в очереди, в банке, на почте, на улице и даже в Церкви. И всегда ли мы способны найти в себе силы для того, чтобы воплотить слова Господа в жизнь прямо здесь и сейчас?
Господь отвечал Иакову и Иоанну: Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? (Мк 10:38). Он задает этот вопрос и нам с вами. Он испил Свою чашу страдания, но уготовал для нас чашу спасения, чашу благодарения, которую мы возносим на нынешней Вечере Господней, принимая Кровь Христа, пролитую за нас во оставление грехов. Укрепленные этим спасительным Даром, мы, может быть, волей Божией, сможем испить и чашу страданий, с которыми все так или иначе сталкиваемся в жизни: большими или маленькими, вроде гнева человека, обращенного на нас в бытовой ситуации. Укрепи нас, Господи, в этом и помоги нам быть Твоими достойными учениками. Помоги нам стремиться не властвовать, но служить ближним!
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 10 апреля 2022 года. Неделя преподобной Марии Египетской. Храм преподобного Сергия Радонежского в Дмитриевой Горе, Тверская область.