В самом сердце нашей веры лежит понимание того, что Бог воплотился в мире и стал Человеком. Это вера не только в божественное присутствие в человечестве, но и в человеческое страдание Бога. Бог добровольно выбирает страдание не потому, что Он тяготеет к боли, но потому, что любовь всегда требует самоотдачи. Любовь, которую Бог испытывает к нам, настолько глубока и всепоглощающа, что Он согласен пройти через ад и смерть, чтобы нас спасти.
Всякий раз, когда мы сомневаемся в своей вере, стоит вспомнить, что вера — это не просто акт умственного согласия с религиозными догмами. Вера — это принятие того, что в основе вселенной лежит любовь. Это понимание того, что независимо от того, насколько темными и трудными могут быть наши жизненные обстоятельства, мы никогда не одиноки и не брошены, потому что любовь Бога, явленная во Христе, всегда с нами.
И, наконец, когда мы говорим о молитве и посте, мы не говорим о простых ритуалах или механических упражнениях. Молитва и пост — это средства, которые позволяют нам общаться с Богом на более глубоком уровне. Они не только помогают нам очистить наши умы и сердца от мирских забот, но и открывают наш взгляд на внутреннюю истину нашего устроения. Они напоминают нам, что мы не просто физические существа, борющиеся за выживание, но духовные существа, созданные по образу и подобию Бога, призванные к любви и служению. А потому в пользу духовного мы вполне способны отказываться от физического.
Эти утверждения напоминают нам, что наше христианское понимание не только обещает нам вечную жизнь после смерти, но также дает средства для преобразования нашей текущей жизни. Мы призваны не просто ждать вечности, но стремиться к ней прямо сейчас, любя своих ближних, прощая своих врагов и служа тем, кто в нужде. В этом и заключается истинная мощь и глубина нашей веры.
Сегодняшний текст Евангелия повествует нам о человеке, который пришел к Богочеловеку просить об исцелении своего сына. Он пытался обратиться к ученикам Христа за помощью, но они не смогли исцелить его сына. Почему? Спаситель говорит нам, что причина в их неверии.
Часто мы похожи на этих учеников в таком, не самом лучшем их проявлении. Мы говорим, что верим в Бога, но когда нас преследуют трудности, наша вера искажается сомнениями и страхами. Господь говорит нам: О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? (Мф 17:17). Эти слова являются не столько осуждением, сколько призывом к искренней вере.
Но, помимо укора, Спаситель переоткрывает для нас веру и силу веры, даже если она маленькая. Иисус говорит: Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф 17:20). Даже самая маленькая вера может совершить великие чудеса, если она находится в наших сердцах. Вера — это не просто акт верования, это уверенность в том, что Бог действует в наших жизнях, и способность действовать в соответствии с этой уверенностью.
Когда ученики спросили Господа Иисуса, почему они не смогли исцелить сына этого человека, Он ответил: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф 17:21). Это утверждение подчеркивает важность духовной дисциплины в нашей жизни. Время, проведенное в молитве и посте, усиливает нашу веру и приближает нас к Богу. Молитва и пост, как было уже сказано, — средства, которые позволяют нам общаться с Богом на более глубоком уровне. И сегодня, вступая в период Успенского поста, будем помнить об этом и о главном смысле нашего постного поприща.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 13 августа 2023 года. День памяти священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского. Преображенский храм в Рогоже, Тверская область.