20.02.2021 | 

Смелость в молитве

Господь рассказал ученикам притчу о том, почему нужно всегда молиться и не унывать, когда в ответ на первые просьбы мы получаем лишь молчание и думаем, что это отказ. В одном городе, сказал Он, был судья. Судья этот Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе жила вдова, у которой был некий соперник, который, по-видимому, докучал ей. Вдова просила судью о защите, но долгое время он не помогал ей. Потом же, видя, что вдова не оставляет его в покое, сказал себе: «Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, защищу эту вдову, чтобы она не надоедала мне больше». И помог. И сказал Господь: «Если даже и судья неправедный способен защитить ту, что просит у него долго, разве Господь не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре». После добавил: «Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?» (ср.: Лк 18:2–8).

Господь дважды говорит в этой притче, что неправедный судья не боялся Бога и не стыдился людей. Мысль притчи перекликается с двумя важнейшими заповедями, которые Христос выделил из всего ветхозаветного закона: люби Бога и люби ближнего. В этой притче Он показывает, к каким последствиям приводит их нарушение: к несправедливости, к безжалостности, к той страшной характеристике, которую даёт ему Спаситель: «судья неправедный», то есть противоположность Богу, Который именуется Праведным Судиëй. В любви и в вере невозможен нейтралитет. Человек может либо любить Бога и людей, либо любить только себя, причиняя зло и творя несправедливость.

Другая важная мысль, которую даёт нам Господь в этой притче, — о связи молитвы и веры. Вера невозможна без действий, вера невозможна без молитвы. Господь говорит о молитве, которая будет обязательно услышана, но тут же выражает сомнение: «Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?» Он отождествляет веру и молитву, потому что молитва и вера возрастают и падают вместе. Вера — горнило жизни нашей. Молитва — топливо, которое поддерживает горение, укрепляя веру благодатью Божией. Если не подбрасывать топливо в горнило, огонь гаснет, горнило стынет. Человек становится холодным и жёстким. 

И наконец, говоря о развращëнном судье, способном не из любви, но хотя бы из-за чужой терпеливости и настойчивости пойти на уступки, Христос говорит нам: «Если даже такой судия неправедный выполняет просьбу настойчивой вдовы, насколько больше исполняет просьбы любящий и праведный Бог?» И тут же Господь выражает сомнение в людях: но будет ли вера среди людей? Людям, сомневающимся в Божией помощи, Он Сам говорит о сомнении Бога. Творец готов дать нам многое. Но найдётся ли на земле кто-то, подобный той вдове, способный просить и верить, зная, что просит почти неосуществимого, невозможного иначе, чем по вмешательству Бога. Ведь так или иначе, всё, что мы просим у Бога, — это просьба чуда, просьба неосуществимое сделать осуществимым, просьба нарушить порядок вещей и повернуть события вспять. И Он делает это, когда просит человек.

И тут же мы можем спросить: но почему Бог не выполняет просьбы сразу? Ведь Он, в отличие от судьи из этой притчи, любит нас. Почему же Он не откликается на наши просьбы тут же? Пожалуй, Он даёт нам возможность оценить то, о чём мы просим. Ведь мера наших просьб определяет и меру нашей нужды в чём-либо. Мы несовершенны и порой хотим себе чего-то, что может навредить нам. Как маленькие дети, просящие у родителей позволить им вещи, порой опасные, или отвлекающие от познания мира, или бесполезные. Наверное, потому просьбы людей святых, а значит, более совершенных и укоренившихся в понимании того, что полезно, а что нет, — Бог исполняет скорее.

Сегодняшняя притча побуждает нас задуматься о многих вещах и о себе самих. Но в то же время она воодушевляет нас, ибо мы слышим обещание Бога: «Сказываю вам, что просящим Бог подаст защиту скоро». Нам нужно просить Его, даже когда кажется, что надежды совершенно нет. Нам нужно быть смелыми в наших молитвах, потому что Бог именно этой смелости ждёт от нас, поскольку такая настойчивость в обращении к Нему и есть мера нашего доверия Творцу мира.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 20 февраля 2021 года. День памяти преподобных Парфения Лампсакийского, Луки Елладского и священномученика Александра Талызина, пресвитера. Храм преподобного Серафима Саровского на Волынском кладбище, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.