24.10.2021 | Притчи

Сила любви Божией

Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его (Лк 7:12–15).

Эта женщина потеряла однажды мужа, а теперь лишилась и сына. А вместе с ним — лишилась всякой надежды на старость, стала по-настоящему одинокой и обездоленной. Мы все боимся таких потерь. Страшно бывает представить, что с кем-то из нас случится подобное. А с ней случилось. И она шла за телом сына, плача и не имея никакой надежды. Но главная надежда всякого верующего — Бог шел ей навстречу. 

Шел навстречу Тот, кто Сам вскоре пройдет в объятия смерти. Тот, кто даст отраду матери, но Его собственная Мать тоже встретится с ужасом смерти Сына. Бог, Который не просто воскресит из мертвых этого сына, но Который Сам пройдет этот путь. Путь каждого человека на земле — от жизни к смерти, погребению и воскресению. 

Господь воскресил сына наинской вдовы. Но перед нами неминуемо встают более сложные вопросы: почему Он выбрал только одну вдову из множества страдающих, лишившихся детей, стенающих и плачущих по всему миру? Он воскресил человека, но ведь тому всё равно однажды надлежало умереть после этого, в чем смысл этого временного облегчения? Ведь вся жизнь человечества — летопись человеческой боли, болезней, войн, в которых лишь изредка бывают вспышки человеческого счастья и благополучия. Да и то время счастья сопровождается страхом потерять его, а вся жизнь становится лишь воспоминанием счастливых моментов.

Мы знаем, что мир таков. Но мы не знаем всей глубины Промысла Божиего о мире. И не знаем, возможно ли было бы в условиях существующего мира с его физическими и точными законами, с одной стороны, и с совершенно неподвластной физике свободной воле человека, при наличии свободного и грешного человека, обойтись как-то иначе, чем идти путем страданий и боли. Наверное, это вряд ли возможно, потому что Сам Бог, воплотившийся в мире, не избежал страданий. 

Нам хотелось бы, чтобы Бог был таким, Который бы делал только то, что нам нравится. Делал бы нас счастливыми, радостными и окружал бы только добром. Нам бы хотелось, чтобы Он только смотрел на нас с высоты небес и радовался тому, как у нас всё хорошо и славно. Но очевидно, что мир не таков, мы не таковы. Не таков и Бог. И Его любовь означает нечто другое — не просто радостное веселие Его детей, хотя нам всем так хотелось бы. Но вместе с тем мы верим, что Бог есть Любовь. А это значит, что любовь — это не просто доброта и любвеобилие. Мне кажется, что если бы Творец был безразличен к нам и просто добр — Он так всё и устроил бы. 

Но мы знаем, что Он не хочет наших страданий и смерти. Они — не Его воля. Мы помним, как Он исцелял страждущих, как плакал над могилой Своего друга Лазаря. Но Он и Сам страдал. Он — совершенный Бог и совершенный человек, но от этого Крест, который Он нес на плечах Своих, не становился легче. Страдания и смерть не естественны для человека, Он не творил их. В каком-то смысле мы, Его творения, сами создали всё это. Мы знаем это из рассказа о первых людях, о грехе Адама. Конечно, мы не до конца понимаем, что произошло тогда, но знаем, что была заповедь «в тот день, когда вкусишь от плода, — смертию умрешь». И человек выбрал смерть, ибо не знал, что это значит. Но не знаем до конца и мы, ведь со смертью каждый встречается сам лицом к лицу и нам не дано пережить опыт другого.

Бог любит нас, и потому Он не просто безразлично заботится о нашем благополучии, как заботится хозяин о своих животных, который кормит и лечит этих животных, но имеет на них некую цель. Он любит нас, а это значит, что нас любит Тот, Кто создал невероятно сложную и красивую вселенную, которой мы можем только дивиться. Нас любит Тот, Кто создал и многое выше вселенной, о чем мы знаем из видений и откровений пророков и из слов Бога, воплотившегося на земле. Он любит, и любовь Его — не просто снисхождение к слабому творению, но сила, всепоглощающая, настойчивая, ревностная, требовательная. Мы не знаем, за что Он нас любит, но это так. 

Возможно, мы не понимаем Его любви, поскольку привыкли сравнивать с тем, что когда-либо переживали сами, склонны к тому, чтобы всё мерить по себе. И потому, возможно, у нас никогда в этой жизни не будет ответов на все те вопросы, которые мы можем поставить. А потому будем относиться к своей жизни и к великому дару Его любви не как к вечному празднику и веселью, а как к настоящему, серьезному, трагическому и сложному акту, который мы должны пройти во имя любви. Потому что, в конце концов, мы сотворены для того, чтобы научиться Его любить. Мы сотворены для вечности, к которой теперь возможно пройти только страшными, болезненными, противными нашей воле и неведомыми нам вратами смерти. Но пройти за Тем, Кто прошел туда по Своей воле и пронес туда тот свет, который и нам будет освещать путь. Он любит нас, а значит — смерти нет.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 24 октября 2021 года. День памяти святых отцов VII Вселенского Собора. Воскресенский кафедральный собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.