15.04.2021 | 

Рабство успеха

Вновь открыли мы книгу Притчей Соломоновых, книгу, исполненную житейской и духовной мудрости. Вновь, как и за каждой Литургией Преждеосвященных Даров, мы внимали её словам, ища для себя вдохновения от Господа на добродетельную жизнь. И вот сегодня мы услышали несколько поучений, о которых стоило бы подумать особенно, сосредоточив ум свой, готовя сердце своё к познанию премудрости.

Кто ведёт дело разумно, тот найдёт благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. Мудрый сердцем прозовëтся благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению. Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.

Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей. Венец славы — седина, которая находится на пути правды. Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города».

Последняя фраза кажется мне особенно значимой. Автор притч говорит нам нечто такое, о чём и люди его времени, и мы — чаще всего не задумываемся. «Владеющий собой лучше завоевателя города». Часто случается так, что человек в погоне за достижениями, в стремлении создать что-то важное, в жажде укрепить свои позиции — становится рабом, заключённым в цепи собственных достижений. Для кого-то — это богатство, создание собственного дела, общественная или политическая борьба. Для других — создание своего положительного образа, желание быть хорошим и славным в глазах других людей. Для третьих — углубление в работу или карьеру, которые впоследствии становятся единственным содержанием жизни.

В древности, когда писались эти строки, завоеватель города — это максимально успешный человек. Он считался героем, он становился правителем, он был наиболее уважаемым и почитаемым. Казалось бы, это верх успешности в мирском измерении. Однако вдохновленный Богом автор пишет, что лучше, выше и значимее человека, завоевавшего город, — тот, кто смог завоевать собственное сердце, кто научился владеть собою. Потому что человек, который не смог победить в себе собственные страхи, сомнения, неуверенность, вызванные слабой верой, вызванные победой ряда страстей над человеческой душой, — не принадлежит себе. Он в сложный момент может принять неверное решение, он может подчиниться однажды не здравому смыслу, не воле Божией, а тем вещам, которые его контролируют, будь то привязанность к плоду рук своих, привязанность сердца к материальным благам либо слабость по отношению к чему-либо, связавшему сердце его.

Не так давно на Афоне было землетрясение. Современные технологии позволяют нам видеть некоторые такие вещи, о которых мы раньше могли либо читать, либо слышать от других людей, воспринимая на веру. Но теперь даже в некоторых афонских храмах есть современные системы, в том числе системы видеонаблюдения, которые во время карантина были приспособлены к тому, чтобы транслировать афонские богослужения для просмотра верующими. И вот когда случилось землетрясение, в храме одного из монастырей, маленьком храме, в котором была где-то наверху у входа установлена такая камера, которая передаёт лучше звук, чем видео, шло богослужение. Это было рядовое богослужение, служили и читали двое или трое монахов, остальные молились. И мы видим, как начинают раскачиваться лампады, как качается паникадило, как трясётся камера. Но монах-чтец, читающий псалом, продолжает читать, лишь крепче взявшись рукою за аналой. Служащие монахи также продолжают службу, молящиеся молятся, будто бы вокруг ничего не происходит. Хотя мы отчетливо видим и слышим тот угрожающий шум, которым обычно сопровождается землетрясение.

«Долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собой лучше завоевателя города» — вот слова из Притчей Соломоновых, которыми можно описать происходящее. Те монахи не были готовы к стихии. Но они учатся другому — они готовятся всю жизнь к встрече с Богом. Потому такая, кажущаяся для нас угрожающей стихия показалась им достаточно рядовым событием. И уж точно не таким событием, которое может отвлечь их от богослужения, от предстояния перед Творцом мира. Наверное, сам афонский быт и уклад жизни предполагает, что у человека не может быть никаких земных привязанностей, а значит, и страхов, связанных с земным. 

Об этом стоит помнить и всем нам, а особенно — монашествующим, которые избрали путь своей жизни точно такой же, какой избрали и мы. И налицо то, что они смогли своей жизнью стяжать то, что должны стяжать настоящие монахи. Смогли ли это обрести мы? Сегодняшние слова Притч — напоминание всем нам о том, что любые земные привязанности, даже самые благие, на первый взгляд, могут связать сердце наше и увести в сторону от того пути, на который мы встали. И в момент сложности, в момент принятия решения, в момент мучительного выбора — могут забрать у нас то, что мы получили, давая Богу обеты и намереваясь навсегда изменить жизнь свою, чтобы стяжать Царствие Небесное.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 15 апреля 2021 года. Четверг пятой недели Великого поста. Нило-Столобенская пустынь, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.