Мы слышали всем нам хорошо известный Евангельский отрывок о Марфе и Марии, в котором вновь видим Христа, пришедшего в дом к двум сестрам, одна из которых, Марфа, заботилась больше о столе и приеме Гостя, а другая, Мария, села у ног Его и внимала Его учению. Мы слышим вывод Христа о том, что Марфа печется о многом, хотя человеку нужно только одно — то, что от него никогда не отнимется. Слышим и о Марии — что она избрала благую часть.
Мы нередко сами устраиваем себя так, что из особенно важных сюжетов, нарративов и притч не учимся мудрости, не выбираем некие основы, которые в них заложены, хотя и видим, и понимаем эти идеи. Мы склонны, скорее, инструментаризировать притчи, брать из них то, что удобно или выгодно нам, причем в разные моменты жизни берем разное, в зависимости от обстоятельств. И в зависимости от социального контекста, от, может быть, общего дискурса в обществе даже из этой притчи берут то образ Марфы, то образ Марии — и выдают его за образец для подражания. Сейчас всё чаще становится вроде бы самым правильным мнением то, что роль женщины в обществе — это, скорее, роль Марфы. Нередко мы слышим, а особенно слышали это последние десятилетия, о том, что место женщины — на кухне, что ее место — быть прислугой мужчины, что быть матерью — не священное право, а даже некая безусловная повинность. И оправдывая эти выводы, люди довольно часто интерпретируют Священное Писание в пользу своего мнения.
Бог вочеловечился и принял образ мужчины, но принял этот образ, — говорит святой Августин, — от Женщины, и тем самым Он показал ее достоинство, равнозначность и равнозначимость. И всякое недостойное отношение к женщине должно бы восприниматься нами никак иначе, как поругание образа Пресвятой Девы. Ведь мы помним, что во всём мире не нашлось такого человека, через которого мог бы воплотиться Бог, кроме одной Девушки — Пресвятой Богородицы, Которая оказалась чище, святее и достойнее всего человечества. И тот отрывок, который мы слышали сегодня, совсем не о том, что всякая женщина должна избрать тот или иной образ поведения.
Этот текст — обо всех нас, о всех христианах. Ведь каждый из нас призван быть таким, каким он может. Кто-то, будучи человеком социальным, реализуется и приобретает Царствие Небесное через социальное служение, через служение ближним. Кто-то, подобно Марии, более созерцателен, проявляет свою любовь ко всему миру через молитву о мире. И между двумя этими путями существует еще множество вариантов, ведь Господь совсем не хочет, чтобы мы все были одинаковыми, занимались одним и тем же, думали одинаково, вели себя одинаково и каким-то одним путем шли к Дому Отца своего.
Мы должны помнить о своей равнозначности и равноценности перед Богом. Он всех нас любит одинаково и одинаково для всех желает спасения. Он ради каждого из нас, ради каждой женщины и каждого мужчины восшел добровольно на Крест, принял смерть и воскрес. Он заплатил высокую цену за наше равенство перед Ним. А потому всякий раз, когда мы видим пренебрежительное отношение к другому человеку по какому-либо поводу, по признаку пола или возраста, или социальному статусу, национальности, или по политическим взглядам, — мы должны помнить, что это не от Бога и не к Богу ведет. Это результат грехопадения.
Давайте помнить об этом и, как христиане, всякого человека: мужчину и женщину, бедного и богатого, заслуженного и простеца — считать равным Богу и через это — равным себе, даже большим, чем мы сами. Потому что Христос Своими действиями и словами учит нас именно этому: все в Нем равны, все одинаково достойны, все Им любимы и всем Он хочет спасения до такой степени, что вочеловечился, пострадал, принял смерть и воскрес, пообещав воскресить всех нас в последний день.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 5 ноября 2022 года. Праздник 150-летия основания Казанского Вышневолоцкого монастыря. Казанский Вышневолоцкий монастырь, Тверская область.