24.07.2021 | Пасха

Путь любви и свободы во Христе

Господь наш Иисус Христос в Евангелии задаёт нам христианскую максиму: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48).

Христос предлагает нам невероятную высоту, Он говорит, что мы призваны к тому, чтобы стать подобными Богу — такими же любящими, такими же всепрощающими, такими же милостивыми. И это несмотря на то, что Он прекрасно знает о всех наших недостатках, о всех наших слабостях, о нашей склонности к тому, чтобы выбирать путь наименьшего сопротивления.

И хотя эта христианская максима кажется нам недостижимой, практически недоступной, она в каком-то смысле поставлена нам в обязанность. Во что бы то ни стало мы должны стать подлинными детьми нашего Небесного Отца. А значит, преодолеть в себе всё, что нам так привычно. 

Поставленная в обязанность невозможная высота тем не менее легка и прекрасна, ведь именно она освобождает нас, выводит из рабства и тьмы греха на свет и свободу любви. И, как это ни странно, всё, что от нас действительно требуется, — это стараться идти по пути совершенства, возгревая в себе любовь к Богу и ближним. И делать это прежде всего в самых элементарных аспектах нашей жизни. Стараться находить компромисс с другими, стараться делиться тем теплом и благом, что у нас есть, с теми, кто этого лишён, стараться искать мирные пути разрешения наших споров, стараться никого не судить.

Третьего дня отошёл ко Господу подвижник острова Валаам, известный всем паломникам святого острова, архимандрит Мефодий, который переехал на Валаам подвизаться из Македонии. Я перечитывал вчера интервью с ним, опубликованное в память об этом великом человеке. Человеке, который жил среди нас, общался со многими, мне звонил и писал, как и тысячам людей, которых он знал. Внешне могло показаться — обыкновенный священник, монах, такой же, как мы. Но он был выше нас. Он был человек не от мира сего. И это выражалось прежде всего в его великой любви к людям, ко всем людям без разбору. Он каждого называл любимым, у него даже слово собственное было: «наилюбимейший», так он ко всем обращался. А когда душу его переполняла особенная любовь, он, не найдя другого слова, прибавлял приставку «наи» несколько раз: «наи-наи-наилюбимейший». Он стремился всё, что у него есть, — раздать. Неся послушание на монастырском вещевом складе, он раздавал всё без оглядки — братьям, сотрудникам и их детям и женам. И склад его никогда не скудел, наоборот, становился только больше и богаче. Многим, зная о нужде, пересылал деньги на банковскую карту по номеру телефона — и по поводу, и без.

Отец Мефодий был при всём этом скромным. В этом интервью у него спросили: «А как Вам удаётся всех любить, так много внимания уделять каждому человеку, каждого паломника встречать?» А он отвечал что-то вроде того: «Да я то что, вот мой дед Пётр, когда он был старостой храма, всегда приводил в свой дом после воскресных служб по 30–40 человек, настолько любил людей. Я был свидетелем, как бабушка на него роптала, — идёт дедушка из храма, а за ним толпа в сорок человек! Заходят в дом, бабушка: “Что, опять всех бомжей с собою привел?!” Он говорит: “Молчи, наливай всем, угощай всех!” Я, к сожалению, получил только часть его величественного гостеприимства».

Казалось бы, это всё настолько простые и понятные вещи, такой прекрасный и прямой образец любви к ближнему, образец исполнения заповеди быть совершенными, как совершенен Небесный Отец. Но как же сложно порой переломить собственную отрешëнность или, может быть, мнимую значимость, собственную гордость, чтобы начать так относиться к людям! Ведь духовное величие и святость начинаются с, казалось бы, очень простых вещей — вот отец Мефодий называл всех наилюбимейшими и всем дарил улыбку и то, что ему посылал Бог. Хотя, наверное, по-человечески и у него было разное настроение в разное время, тяготы жизни в возрождающемся монастыре в девяностых давили на его плечи. Но он решил как-то для себя, что будет любить всех. И со временем действительно так научился любить людей, что любовь эта, как и любовь к Богу, стала смыслом его жизни и путеводной звездой. Той звездой, которая, я уверен, привела его к святости.

Господи, помоги всем нам, чтобы, несмотря на ежедневные искушения и испытания, несмотря на тяжесть каждого дня, мы старались идти за своей путеводной звездой. Пусть этой звездой всегда будешь Ты — Воплощённая  Любовь. И пусть изменения,  происходящие в нас, кажутся нам самим незаметными, а мы, при содействии благодати Божией, постараемся идти по предложенному нам пути, каким бы сложным и долгим он нам ни казался, делать на нём короткие и уверенные шаги. И пусть нынешнее торжество этого святого храма будет таким очередным шагом на пути к любви и свободе во Христе. 


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 24 июля 2021 года. Праздник Оковецкой иконы Божией Матери. Ржевский кафедральный собор, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.