Любите врагов ваших, благотворите и взаймы давайте не ожидая ничего, — говорит нам сегодня Господь. Эти слова звучат противоположно нашему обычному ходу мыслей, ведь мир стремится мстить тем, кого ненавидит. Потому эта заповедь Господа выходит за пределы привычного нам мира. Это стандарт и базовый принцип христианской жизни. Господь дал его нам и никогда не отменял.
Если мы, христиане, поступаем вопреки этим словам Господа, то мы ничем не отличаемся от других людей, от всех тех, кто не принял Христа как Бога. Если мы любим только тех, кто относится к нам хорошо, — мы поступаем так, как делают все. Мы поступаем так, потому что так поступать легко, Господь же хочет от нас работы над собой, трудной работы, которая заставляет нас любить и тех, кого, как кажется, и любить совсем не за что.
Нам сложно потому, что мы привыкли мерить людей и их поступки своей собственной мерой. Нам сложно еще и потому, что когда мы слышим об этой любви, то нам кажется что любовь к врагам — то же самое, что любовь к родственникам, к возлюбленным, к близким людям. Всё дело в том, что в Евангелии от Луки, написанном на греческом разговорном языке I века койне, как и вообще в древнегреческом языке, есть несколько слов для обозначения любви. Все они на русский переводятся одним словом «любовь», но обозначают разные оттенки любви. И Господь, говоря о любви к врагам, говорит о другой любви — не страстной, не эмоциональной, не о сердечной привязанности.
Конечно, Господь не хочет от нас, чтобы мы полюбили врагов так же, как любим своих детей, маму или жену. Любовь, провозглашенная благовестием Христовым, — это не влюбленность, не страсть, не то, что мы называем любовью к Родине. Любовь, о которой говорит Христос, — это высшая добродетель, не свойственная нам изначально, но приобретаемая благодатью Духа Святого и личным устремлением, делами, трудом христианина, который стремится этой любви научиться. Любовь Христова, любовь к врагам — в первую очередь не делать зло человеку, который тебя ненавидит, не отвечать ненавистью на ненависть, страстью на страсть, подлостью на подлость, болью на боль.
Господь не требует от нас особых возвышенных чувств к врагам, Он знает, что они невозможны. Но Он требует от нас человечности, Он ждет от нас, что мы станем выше собственного роста и перестанем множить зло в мире. Ведь от зла никогда не происходило добра. От убийств или причинения боли еще никто не стал счастливее в этом мире. От зла никогда еще не было мира, злоба сеет только войну, боль и развращение. И не множить это зло — наша задача, наша добродетель и наша заповедь. Судия погрешающим против этого — Бог Нагорной проповеди.
Господь говорит нам просто: «Прости, и ты будешь прощен». Если мы боимся этого и надеемся на свои силы, боимся и ищем защиту в своей разумности, своих силах, своем гневе, в стенах, которые выстраиваем между собой и другими людьми, — мы на самом деле не решаемся доверить свою безопасность, свою жизнь и свои страхи Богу, не хотим следовать Его заповеди. Если мы поступаем так, то мы не христиане, поскольку не живем так, как заповедал Христос. Давайте помнить всегда об этом и не обольщаться своей значимостью, своими возможностями, силой своей, поскольку наша сила, наше прощение, наша защита — только милостивый Бог, Который хочет, чтобы мы любили друг друга.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 16 октября 2022 года. Восемнадцатая неделя по Пятидесятнице. Воскресенский кафедральный собор, Тверь.