04.11.2022 | Этика

Причина разобщения и вражды

В праздник Казанской иконы Божией Матери, мы собрались с вами, чтобы совершить Евхаристию и проследовать крестным ходом по нашему древнему богоспасаемому граду Твери с молитвами ко Господу и Богородице, прося их о мире и о нашем единстве. Вспоминая события Смутного времени, когда народному ополчению была дана сила свыше, позволившая освободить Москву от захвативших ее интервентов, мы вновь можем увидеть, что общие беды стали объединяющим событием для всего народа, ведь проблемы с захватчиками извне возникли именно из-за разобщенности внутри страны. 

И об этом единстве я хочу сказать в этот день. Ведь нам важно понять, почему и каким образом мы можем быть едиными. Какие жизненные ориентиры являются основными для нашего единства? Что это — общая культура, общие события, общий язык или даже общие блюда? Или все-таки мы должны строить наше единство на каком-то более серьезном основании?

Я уверен, что единство и единомыслие начинается с того, чтобы признавать друг друга равными перед Богом. Ведь разобщение начинается там, где один пытается за счет другого утвердиться, обогатиться, нажиться. Мы видим это повсюду, на каждом шагу. И сегодня, во время новых испытаний, нам бы вспомнить о том, что мы все со-человеки через Христа. Мы знаем, что Христос, придя на землю, воплотившись, то есть приняв плоть, воспринял природу не отдельного человека, но всю природу человеческую. И через это восприятие Богом на Себя природы каждого человека Он сделал каждого из нас равным Ему и друг другу. 

Если мы христиане, то, как ученики Христовы, мы берем на себя определенные обязательства, соответствующие нашему званию. Мы берем на себя обязательства и труд любить своих братьев, даже если они нам братьями не кажутся. Ведь Христос заповедал нам, что наш брат и наш ближний —каждый человек. Бог повелел нам называть братьями даже тех, кто совсем не хочет быть нашими братьями. А мы должны не только называть, но и относиться как к братьям.

Это кажется сложным, но чтобы это понять, нам нужно вспомнить основополагающие вещи: каждый из нас сотворен по образу и подобию Божиему, а значит, нам нужно в каждом стараться увидеть образ Божий и чтить каждого человека, как Божий образ, чтить, как Самого Бога, по образу Которого этот человек создан Творцом. Нам нужно изо всех сил стараться преодолевать в себе желание, ставшее для нашего мира естественным после грехопадения, — желание увидеть в другом человеке врага, а не брата. Ведь это поистине диавольская уловка, искажающая Божественный замысел о мире. 

Мы очень часто поддаемся на такие уловки. Ими могут стать даже вещи хорошие, такие как культура, традиции или еще что-то, что само по себе помогает нам жить, но в какой-то момент вдруг начинает создавать стены между людьми: этот говорит на другом языке, тот выглядит не так, как я, третий делает не так, как я. А значит, все они уже как будто нам враждебны. Это состояние вынуждает нас всё время быть в некоем конфликте с другими, этот поиск конфликта, к сожалению, стал почти естественным для всех нас после грехопадения. Это желание конфликта заставляет нас не изменять себя, но пытаться изменить других. Именно на этом желании строится любой конфликт, хоть между двумя людьми, хоть между целыми народами. 

Но христианство учит нас обращать внимание на себя, преодолевать свою гордость, свои предубеждения — то есть решать этот конфликт прежде всего с самим собой. Мы должны дать возможность присутствовать Христу во всех наших конфликтах и сделать Его нашим Примирителем, но обязательно делать свою часть работы над собой.

Вспомним, что в новом человечестве, которое создал Христос, искупив наш грех, «уже нет ни грека, ни иудея; ни обрезанного, ни необрезанного; ни варвара, ни скифа; ни раба ни свободного. Есть только Христос, Он — всё и Он — во всём!» (Кол 3:11). Чтобы действительно находиться в этом состоянии общечеловеческого братства — ему нужно соответствовать. А это огромная внутренняя, духовная, нравственная и культурная работа над собой. Но без нее мы не сможем увидеть в каждом другом образ Бога.

Подвижник нашего времени митрополит Сурожский Антоний писал, что «каждый человек — это икона, которую нужно отреставрировать, чтобы увидеть Лик Божий». Это значит, что вместо того, чтобы расчеловечивать других людей, неприятных нам людей, чуждых нам по каким-то причинам, мы должны бы заниматься не этим, а расчищением образа человека, подобно тому как реставрируют иконы, чтобы в нем увидеть образ Божества. 

Начать же нужно с себя — чем я не соответствую тому прекрасному образу Бога и человека, который мы видим во Христе? Не какой-то другой человек, который мне не нравится, а я, именно я чем не соответствую? Как я могу исправить в себе эти вещи, которые разобщают меня с другими и заставляют видеть других в не самом лучшем свете? И поняв это, нужно совершать решительные действия. Если ты пьяница — прекрати пить. Если ругаешься нецензурными словами  — то пока не изживешь это в себе, не смей даже заявлять, что на твоей стороне Бог. Если невоздержен — научись прежде отказываться от животных позывов, прежде чем в другом человеке искать зло и попрекать его за что-то. Увидь свои грехи, не грехи других, а свои — и в своем смирении постарайся их победить. Не кого-то победить, а самого себя победить. Вот это действительно сложно. Но только это может очистить наш взор, чтобы мы наконец начали видеть в каждом другом человеке — человека. Не способ для наживы, не слабака, не врага, не повод для конфликта, но человека, Образ и Подобие Божие. Ведь именно такое отношение друг к другу и способно сделать нас едиными.

Если каждый из нас сегодня задумается об этом и начнет хоть что-то делать по направлению к Богу и друг к другу, то уже очень скоро мы увидим перемены, мы увидим помощь Божию и милость Божию. Так было всегда. Так было и в тот чудесный момент прозрения и объединения народа, связанный с образом Богородицы, Которую мы сегодня чтим и Которой молимся. 

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 4 ноября 2022 года. Праздник Казанской иконы Божией Матери. Воскресенский кафедральный собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.