29.04.2021 | 

Причастие Любви

Прекрасная мозаика Евангельского чтения Великого Четверга, прозвучавшего только что, вбирает в себя повествования трёх евангелистов, рассказывает нам о множестве событий последних дней жизни Христа, каждое из которых невероятно важно. И как нас поражают и своими деталями, и своей общей картиной древние мозаики, дошедшие до нас, так поражает и этот Евангельский текст. Каждому его элементу можно было бы уделить немало времени, наблюдая, как от всё большего внимания нам открываются разные его грани и стороны.

В одном этом небольшом дне смыкается так много, и впитать его грандиозность непросто. Здесь и принятие решения о богоубийстве, и помазание Богочеловека к погребению, и подлое предательство Иуды, и смиренное умовение ног ученикам, и Тайная вечеря с её пищей будущего века, и Гефсиманская молитва до кровавого пота, и взятие Христа под стражу, и беззаконный суд над Законодателем, и ужасающее нас отречение Петра, и, наконец, предание Невиновного в руки Пилата.

Но, как и в случае с древними шедеврами или же с творениями великих художников, необходимо отойти немного в сторону, впитать в себя всю картину, весь текст, пережить этот день как единое событие — событие жизни Богочеловека, выбравшего добровольно наш смертный образ бытия, чтобы разделить его с нами всецело и без остатка, от самых его возвышенных вершин до самых глубоких бездн.

Во всём этом многообразии деталей и происшествий мы можем увидеть нечто общее, нечто пронизывающее не только этот текст, но и всё Евангелие, но особенно сконцентрированное здесь. В каждом его абзаце, в каждой его строчке и даже в каждой его букве мы можем заметить сияние Божественной любви. Любви столь безграничной, что она не останавливает ни руку предателя, ни уста хулителя. Любви, готовой отдавать всё и отдаваться самой ради другого. Великой любви Бога.

И этой же любви мы приобщаемся всякий раз, когда собираемся для повторения Тайной вечери. За каждой Евхаристией, причащаясь Тела и Крови Бога, мы становимся причастниками Тайны этой любви. Становимся не затем только, чтобы насытиться самим, но, скорее, для того, чтобы стать деятельными проводниками этой любви, стать частью Тела Господня.

По слову апостола Павла, написавшего: «Вместе вы — тело Христа, а по отдельности — его части» (1 Кор 12:27), мы не просто призваны быть Телом нашего Господа, но уже, собранные вместе вокруг Евхаристической Чаши, мы и есть Его Тело. Бог соединяет нас Себе, позволяет быть с Ним, объединяет нас Своей Кровью, пролитой за каждого из нас. Как писал автор Учения Двенадцати апостолов, древней книги Дидахе, мы все подобны колосьям и зёрнам, которые рассеяны по полям и холмам, но собраны вместе, стали мукой и хлебом, который ныне преломляется во имя Господне и становится Его Телом (Дидахе, 9:4). 

Причащаясь ныне Христу, мы причащаемся Его Божественной любви. Любви, без которой человек не может быть вполне человеком. Любви, которая сегодня предаёт себя в руки людей, чтобы завтра принять от этих самых рук страдания и Крестную смерть. Любви, которая добровольно принимает всё это, чтобы победить смерть и сделать нас сопричастниками вечной жизни, участниками Вечной Трапезы любви в Царстве Живого Бога.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 29 апреля 2021 года. Великий Четверг. Воспоминание Тайной вечери. Воскресенский кафедральный собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.