16.01.2022 | Святые

Предтечи пришествия Христова

Совсем недавно мы праздновали великое событие — Рождество по плоти Господа нашего Иисуса Христа, а уже сегодня Церковь нас подготавливает к другому великому торжеству — празднику Богоявления. И как некогда началу служения Христа предшествует проповедь покаяния Иоанна Предтечи, так и сегодня, в Неделю перед Богоявлением, Церковь установила Евангельское чтение, посвященное этому великому пророку.

Этот удивительный и в некотором смысле таинственный человек, как будто бы взявшийся из ниоткуда, сразу привлекает к себе внимание всех жителей Иудеи и прежде всего Иерусалима, всегда бывшего особенно религиозным городом и остающегося таковым по сей день. Многие из пришедших тогда слышали нечто о различных группах людей, посвятивших свою жизнь изучению Писания, молитвенному подвигу, организовавших общины и проживавших как бы вне мира. А потому ни у кого не возникло сомнений, когда они услышали, что возник некоторый проповедник покаяния, крестящий людей на Иордане.

Они не предъявляли ему претензий, подобных тем, что потом будут предъявлять Христу. Не говорили ему, что он недостаточно сведущ в Писаниях или что его родственники всем известны, а потому ему не стоило бы учить. Напротив, к нему отнеслись с подобающим благоговением. И многие приняли от него крещение, многие исповедовали свои грехи, многие внимали его словам. Но, как это часто с нами бывает, не услышали главного. Не услышали его проповеди о Христе, о том, что «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк 1:7–8). И потому впоследствии мы видим, что многие не увидели в Иисусе из Назарета Мессию, Того, о Ком тогда говорил святой Иоанн.

Но какое всё это имеет отношение к нам, живущим спустя две тысячи лет? На самом деле, мы тоже порой встречаем таких предтеч: священнослужителей, монахов или просто благочестивых мирян. И, к сожалению, мы тоже далеко не всегда слышим их главные слова, их свидетельство о Христе, а сосредотачиваемся на том, что нам интересно, будь это бытовые или обрядовые вопросы или даже какие-то интересные рассуждения философского характера. А порой мы и вовсе начинаем рассуждать об их образе жизни, придираться к их словам и упорно не хотим видеть того, о чем именно они говорят и свидетельствуют. Кого они проповедуют и даже пророчествуют собственной благочестивой жизнью. И всё это, будучи изначально лишь средством или вещью сторонней, становится для нас самоцелью и сутью, закрывая от нас Того, ради Кого и ведется проповедь. Того, Кто пришел в этот мир, и воспринял наше смертное человеческое существование, и дошел до самых его пределов. Того, Кто любит нас безгранично и непрестанно простирает к нам Свои объятия. 

В эти праздничные дни давайте постараемся заглянуть за все эти установленные нами самими границы, постараемся узреть Христа, грядущего креститься на Иордан. И постараемся действительно посвятить Ему свою жизнь, всецело и без остатка, чтобы ничто внутри нас самих не заграждало нам путь к Нему.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 16 января 2022 года. Неделя перед Богоявлением, день памяти пророка Малахии. Храм Архангела Михаила в Торжке, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.