19.08.2022 | Двунадесятые праздники

Постоянная Иисусова молитва приведет к Фаворскому свету

Евангельский рассказ о Преображении Господа на горе Фавор — это рассказ об осознании учениками присутствия Божиего, рассказ о том, что переживает человек, когда с ним говорит Бог, о том, как человек способен растворять свое бытие в этом присутствии, о том, насколько человек может быть счастлив от ощущения этого присутствия. Господь взошел на гору с ближайшими учениками и там вынул их из повседневности, из бытия обыденного, выдернул из привычного существования и дал прикоснуться и почувствовать бытие в Царствии Небесном.

Пётр сказал: «Хорошо нам быть здесь» — и высказал желание остаться там навсегда. Эти слова прекрасно объясняют нам то, что чувствовали ученики: счастье, полноту, достигнутую цель жизни, реализованный жизненный смысл в присутствии Бога. Можем ли мы переживать это в собственных жизнях, таких повседневных, рутинных, бытовых? Ведь отчасти мы ощущаем что-то подобное, когда переживаем прощение Бога после покаяния в грехах своих, когда отходим от Чаши со Святыми Дарами, соединившись со Христом в Причастии Его Тела и Крови. Давайте поразмышляем о том, что мы действительно можем предпринимать в своей повседневности, для того чтобы выходить за ее рамки и чувствовать присутствие Бога, Который всегда рядом. 

Пожалуй, праздник Преображения Господня — лучший повод для того, чтобы начать размышлять о нашей связи с Господом через молитву. О нашем вопрошании к Нему и о Его ответах нам. О желании просить Его и о способности слушать Его ответ нам. Потому как мы склонны забывать о самом важном, о самом насущном и, казалось бы, самом простом — о возможности быть с Богом всегда, а не только в особенные или отчаянные моменты жизни. Ведь великая трагедия жизни — это не когда Бог оставляет наши молитвы без ответа, а когда мы не возносим этих молитв. Ведь часто случается так, что вместо того, чтобы быть чем-то, что мы делаем естественно и постоянно, чем-то, подобным воздуху, еде или сну, молитва для нас становится кнопкой пожарной сигнализации, находящейся под стеклом с надписью «разбить в случае пожара».

И, говоря о молитве в этот день, прежде всего стоит сказать о той молитве, которая в опыте нашей Церкви стала проводником к Фаворскому свету, сопричастием Преображению Господа, участием в Божественной жизни уже при жизни земной. Это, конечно, Иисусова молитва, умное делание, непрестанное повторение слов Божественного имени Спасителя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня». Порой кажется, что это слишком просто, чтобы узнавать об этом больше, а тем более — практиковать такую молитву. Однако если обратиться к святоотеческому опыту, то мы обнаружим, что Иисусова молитва — одна из глубочайших тем практики духовной жизни, практического и мистического богословия нашей Церкви. Иисусова молитва для всех нас по большей части остается неизведанным континентом, неиспользованным даром, местом, где нам только предстоит найти несметные сокровища. 

Однако мы можем заметить, что о молитве вообще больше говорят, чем ее практикуют. Это проблема духовной жизни, ведь для человека верующего умная молитва — величайший дар, который дал наш Господь, помимо спасения и соединения с Ним в Евхаристии. Как и о счастье человеческом — много разговоров, но мало кто действительно предпринимает действия для того, чтобы быть счастливым. А счастливым сотворенный Богом человек может быть только в общении со своим Творцом. 

Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол 4:2) — обращается к нам апостол Павел. Постоянство в молитве — это посвящение себя Богу. Это возможность выходить за рамки своего земного существования, за границы времени и пребывать в Царствии Небесном уже при жизни, ибо Спаситель наш говорил, что Царствие Небесное внутрь вас есть (Лк 17:21), оно достигается через соединение нашего внутреннего мира с Горним миром, миром Божественным, через непрестанное общение и призывание святого имени Божиего. Об этом же учил и святитель Иоанн Златоуст, слова которого дошли до нас: «Непрестанно сохраняйте в сердце <своем> имя Господа Иисуса, чтобы сердце поглотило Господа, и  Господь — сердце, и таким образом два стали едино» (свт. Иоанн Златоуст, 52, 965). 

Давайте поразмышляем об этом сегодня и в предстоящие выходные дни, обращаясь к Богу словами Иисусовой молитвы всегда, когда это представляется возможным. Начать можно сразу с практики: давайте постараемся в свободное время или при монотонной работе, в любом месте и в любое время творить молитву словами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного» — либо ее короткую пятисловную форму: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня». Каждый из нас может это, нужно просто взять и начать делать это, насколько хватает внимания и сил.

А в последующие дни вновь будем говорить и просить Бога просветить нас в умном делании, дабы и мы смогли стать проводниками Его любви и причастниками Его преображающей благодати, которая некогда озарила учеников на горе Фавор. 

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 19 августа 2022 года. Преображение Господне. Спасо-Преображенский собор в Кимрах, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.