Сегодня Церковь предложила нам отрывок из книги Притчей Соломоновых (Притч 5:15–6:3). Этот ветхозаветный текст на первый взгляд может показаться всего лишь наставлением о супружеской верности или осторожности в долгах. Но если мы всмотримся глубже, обнаружим в нем призыв к целомудрию во всех аспектах жизни, к бережному хранению даров, которые дает нам Господь, и к пути духовной свободы.
Притчи говорят: «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя» (5:15). На буквальном уровне речь идет о верности в браке: Соломон увещевает не разменивать законную супружескую любовь на чужую ласку. Но в широкой трактовке отцы Церкви указывают: это призыв хранить сердце и таланты, данные нам Богом, не растрачивать их понапрасну, не искать ложных источников удовлетворения вдали от Господа. В контексте Великого поста это особенно актуально: мир непрестанно зовет нас к «чужим колодцам», к греховным страстям и пустым развлечениям. Но, как говорит Премудрость, эти воды, доступные «по площадям», на самом деле не утоляют жажду души, а только опустошают. Действительно, только Бог может давать живую воду, «плод, питающий душу в вечность».
«Для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать чужую?» (5:20) — продолжает Притчник. В древнем Израиле это служило предупреждением против блудной связи, а сейчас мы видим в этих словах призыв хранить сердце от всего, что уводит нас от Бога: от порочных мыслей, нескромности, греховных увлечений, зависимостей. Великий пост — лучшее время для очищения наших чувств, для отрешения от греха, чтобы вернуться в лоно чистоты и света. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что любая страсть, овладевшая нами, становится «чужим колодцем», потому что мы утрачиваем свободу, связываем себя самой пагубной иллюзией. Пост разрушает эту иллюзию, снимая с нас лишнюю шелуху пристрастий и позволяя душе дышать.
Следующий фрагмент: «Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его» (5:21). Здесь звучит напоминание о Божием всевидении: ничто не ускользает от взора Бога. Если мы думаем, что можем спрятать свои тайные греховные пристрастия, то обманываем только самих себя. Пост и покаяние учат нас не прятаться, а выйти на свет, освободить душу от лукавства и самообмана. Чем честнее мы пред Богом, тем ближе Он к нам. Этот же стих говорит и о том, что Господь не равнодушен, а берет нашу жизнь под Свое попечение, если мы не упрямимся в беззаконии.
Далее Притчи предостерегают: «Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится» (5:22). Страсти — это те самые цепи, узы, которыми мы связываем себя сами, а ключ от них лежит в покаянии. Когда Великий пост призывает нас к воздержанию и борьбе со страстями, он тем самым предлагает нам освободиться от этих уз. Если мы прислушаемся к Церкви и будем трудиться в смирении, Господь и развяжет наши оковы греха Таинством Покаяния и силой Святого Духа.
В заключительной части отрывка нам говорят о том, как не попасться в ловушку поспешной клятвы или поручительства (6:1–3). Это наставление о благоразумии во взаимоотношениях с ближними: не хвататься за эмоциональные обещания, а поступать вдумчиво и ответственно. Но за этим стоит более общий принцип: трезвение ума и сердца, без чего легко попасть под власть страстей, обмана и долгов — не только в денежном смысле, но и «долгов» греха. Пост учит нас именно такой трезвенности: рассудительно относиться к себе и к окружающим, не «давать руки» порочным увлечениям, которые потом сковывают волю.
Пусть же сегодняшнее чтение из Притч — о верности своим «источникам», о том, чтобы не пьянеть от чужого колодца, о Божием всевидении, о необходимости трезвого ума — станет для нас путеводителем на дни поста. Сохраняя смиренное молитвенное состояние, будем избегать всего, что разоряет нашу душу, ибо «пред очами Господа пути человека» (5:21). И когда мы так настроимся, пост окажется не тяжелым временем лишений, а радостным освобождением, познанием Бога и миром в сердце. Да поможет нам в этом Господь, дабы мы и сами научились хранить верность истине, отвергая всякий грех и стяжав мудрость свыше.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 12 марта 2025 года. Среда второй седмицы Великого поста. Храм в честь блаженной Ксении Петербургской, г. Тверь.