28.08.2022 | Вера

Поиски Небесного Царства

Сегодня праздник Успения Пресвятой Богородицы совпал с воскресным днем, а потому Церковь предлагает нам для размышлений два евангельских чтения – Богородичное чтение о сестрах Марфе и Марии и воскресное чтение — притчу о взаимодавце. Два этих смысла переплетаются и создают совершенно особенный духовный узор, рассмотреть который мы с вами можем попытаться сегодня.

И притча, и сам праздник Успения Богородицы говорят нам о самом главном моменте жизни — моменте, когда каждому из нас будет необходимо дать ответ Богу за прожитую жизнь, за выполненные дела, за совершённые поступки. И что самое важное — отчет этот будет совершаться по реальным достижениям в делах любви. 

Этот момент — смерть. Смерть всегда трагична, печальна, порой страшна. Это день разлуки, день разрыва, день, когда обратно уже нельзя ничего вернуть. И поэтому бывает довольно сложно понять, почему мы празднуем день смерти дорогого нам человека, Богоматери. Но, с другой стороны, для христианина смерть — это и день встречи живой души человека со своим Творцом, к Которому Одному она стремилась всю жизнь. В случае с Пресвятой Богородицей мы точно знаем, что Она встретилась с Сыном Своим, что Он принял Ее в Свои объятия, а потому мы можем только радоваться, исполняться светлых чувств и сердечных молитвословий. 

Но в то же самое время размышления о таинстве смерти помогают нам вспомнить и о целях собственного жизненного пути. Ведь так или иначе мы все стараемся достичь счастья, душевного покоя, внутреннего благополучия. Душа наша стремится достичь полноты и не дает нам покоя, как писал блаженный Августин, «Господи, Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Как бы мы ни называли это стремление, как бы ни объясняли свою духовную жажду, она имеет главную причину — желание успокоиться в Боге, обрести полноту в Нем, исполнить задуманное Им в сотворении мира — достичь полноты жизни и обожения.

Господь создал всех нас для Небесного Царствия. И мы, оказавшиеся в стране далекой, ушедшие по свободной воле наших прародителей, всю жизнь ищем пути домой. Мы созданы, чтобы искать Небесного Царствия, но Царствие это, по слову Спасителя, находится внутри нас. Давайте поразмышляем в предстоящую седмицу о поисках Бога в сокровенном царстве нашего сердца, о котором говорил Христос, и о самом действенном способе этого поиска — внутренней молитве. 

Самая большая проблема в безуспешных поисках Бога даже не в том, что мы подвержены греху и грешим. Самая большая проблема в том, что мы рассеянны, мы практически никогда не бываем достаточно внимательны, сосредоточенны, осознанны. Большую часть жизни мы проводим в суете, как будто во сне, не задействуя собственных сил, не напрягая свою волю. Мы и грешим-то чаще всего по невнимательности, расслабленности и по привычке. Самая большая проблема поиска Бога в том, что на самом деле мы Его не ищем. А значит, наша духовная жизнь бывает обездвижена, мы не возрастаем духом, не становимся лучше. Мы не можем сосредоточиться на текущем моменте, осознать, что прямо здесь и сейчас каждый из нас предстоит перед Богом лицом к Лицу. У нас не получается по-настоящему пережить великое таинство настоящего момента, момента, когда каждый из нас может побыть с Богом наедине.

Внимательность к своему внутреннему миру, наблюдательность, трезвенность — вот те качества, которые мы должны бы воспитывать в себе, как христиане. По-видимому, исходя из аскетического опыта великих отцов Церкви, именно эти качества помогают найти Царствие Небесное внутри себя, найти Бога в своей жизни, реализовать потребность, заложенную в каждого из нас при сотворении человека. Из того же святоотеческого опыта, из опыта святости людей великих, мы знаем, что один из самых действенных способов взращивать внимательность и трезвенность — внутренняя молитва. Как правило, это призывание священного имени Господа в Иисусовой молитве: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Она короткая, и благодаря этой краткости мы можем не рассеивать ум в различных образах, не концентрироваться на ворохе множества своих потребностей и просьб, но просить только помиловать нас, вкладывая в это слово тот смысл, который лежит на сердце. 

Этот способ молиться помогает нам быть внутренне собранными, внимательными, осознающими присутствие Бога в нашей жизни каждую минуту, а главное — Его присутствие в жизни прямо сейчас. И это очень просто: достаточно только, насколько это позволяют внутренние силы, как можно чаще внимательно произносить слова этой короткой молитвы. И мы тут же станем гораздо более чувствительными к своему внутреннему миру, понемногу сбрасывая с себя узы внутреннего омертвения. Начнем замечать святость мира вокруг и близость Бога. Мы потихоньку начнем вновь переживать удивление, которое так часто посещало нас в детстве, когда мы еще не огрубели настолько, что перестали чувствовать чудесность простых вещей. Понемногу, но с каждым днем всё больше мы начнем открывать мир, людей, Бога и отношения с людьми заново. В сердцах наших поселится чувство трепета и радость. 

Если найти в себе силы понемногу, но постоянно совершать короткую Иисусову молитву — мы опытно почувствуем, как меняется жизнь, потому что чем ближе мы к Богу, тем ближе становимся и друг к другу, и даже к самим себе, к своему внутреннему миру, и к Царствию Небесному, которое внутрь нас есть. Да поможет Господь осознать нам это молитвами Пресвятой Богородицы, Успение Которой мы сегодня торжественно празднуем!

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 28 августа 2022 года. Успение Пресвятой Богородицы. Старицкий Успенский монастырь, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.