13.03.2022 | Вера

Победа Бога над нами

В первое воскресенье Великого поста, в Неделю Торжества Православия, мы слышали чтения — апостольское и евангельское — и в обоих чтениях речь идет о вере. «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние» (Евр 11:24–26), — пишет апостол Павел. Мы слышим и о вере Нафанаила, который провозгласил: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев», после того как Христос сказал ему сокровенные слова о том, что видел его прежде, когда Нафанаил был под смоковницею.

Эта вера во Христа, проповедь слова Христова и Торжество Православия нам кажутся вроде бы не совсем совместимыми — в первом случае мы видим нечто внутреннее, часто сокрытое от человеческих глаз, как сокрыта тайна нахождения Нафанаила под смоковницей, о которой знал лишь он и Бог. Во втором случае нам кажется, что речь идет о некоем внешнем, может быть, даже пышном проявлении этой веры, которое отражено и в чинопоследовании сегодняшней службы — в громком провозглашении нашей веры, в чествовании святых людей, которые эту веру защищали и отстаивали. 

Мы, считающие себя православными христианами, должны бы расценивать нынешний праздник как некое собственное торжество, торжество Церкви и Правды Божией в мире. Однако мы прекрасно понимаем, что нам самим в этом плане нечем похвалиться: мы, скорее всего, не отстаивали собственных убеждений ценой своей крови, ценой своего времени, ценой душевных и физических сил. Мы вряд ли можем сказать, что Православие торжествует в нас самих, что мы являемся такими искренними последователями Христовыми, что несем в этот мир лишь свет истинного учения, явленный в нас самих. 

Да и если мы посмотрим на Церковь Православную — то увидим, особенно в нынешнее лукавое время, что сложно найти достаточные поводы для торжеств, разве что заслуги прошлых времен. Ныне семья Православных Церквей наполнена разделениями, смутой, порожденной признанием раскола одними и неприятием этого раскола другими. В чем торжество наше, когда мы и друг друга вроде бы уже так мало понимаем?

И благодаря этому осознанию мы можем, отбросив ложное тщеславие, вглядеться в духовную глубину сегодняшнего дня. Торжество Православия для нас с вами — это торжество Христово над нами самими. Несмотря на то, какие мы — а все мы через ограничения первых дней поста, если они были проведены правильно, увидели, каковы мы есть на самом деле, — несмотря на всё это, Господь всё же находит нас и говорит о том, что мы Ему нужны. Несмотря на всё земное, наносное, изменчивое, неправедное и несправедливое — Он Сам не отрекается от нас, но ищет нас. Как искал Нафанаила, который перед встречей с Ним позволил себе насмешливое «разве может из Назарета быть что-то доброе?».

Торжество подразумевает триумф, победу. Но о какой победе мы, поверженные и побежденные самими собой, своими страстями можем говорить, а тем более — хвалиться? Только победой Бога над нами самими. Если внимательно всмотреться в сегодняшний диалог Христа с Нафанаилом, то мы увидим, что говорит Христос: «Вот подлинный сын Израиля — в нем нет ничего притворного!» (Ин 1:47) — и в конце добавляет: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин 1:51). Израиль — это имя праотца Иакова, того самого, который видел таинственную лествицу в Небо, по которой ангелы Божии восходили и нисходили, того самого Иакова, который боролся с Богом в Пенуэле и через эту борьбу увидел Бога лицом к Лицу. 

Торжество Православия — это не наша победа. Это победа Бога над нами. Победа, которая рождается через борьбу с нами. Победа, которая всегда происходит через наше поражение. Чтобы Бог победил — мы должны позволить Ему одержать эту победу. Победу над нашими страхами, над нашим добровольным рабством страстям, над нашей горделивой самонадеянностью, над нашим ощущением собственной правоты, над нашей черствостью и насмешливым неверием. Победа Христова — это дарование нам свободы, освобождения от рабства, в котором мы добровольно себя держим, не зная лучшей участи.

И ныне, вспоминая всех побежденных Богом, мы просим Его, чтобы и в наших душах Он одержал победу. Пусть мы далеко не всегда хотим собственного поражения, но знаем, что только это может нас спасти. Не наша сила, но настойчивость Бога. Не наши заслуги, но Его сила. Ведь только Он, победивший смерть, может и нам дать плоды этой победы: сделать нас свободными, торжествующими в правде и укорененными в Боге.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 13 марта 2022 года. Первая Неделя Великого поста, Торжество Православия. Воскресенский кафедральный собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.