17.03.2024 | Вера

Плоды вкушения запретного плода

Перед Великим постом Господь напутствует нас следующими словами: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф 6:16–21).

Сегодняшнее воскресенье называется Неделей Адамова изгнания. Воспоминая об этой первой человеческой трагедии, мы отправляемся в великопостный путь. Первые люди жили в раю и могли общаться с Богом непосредственно, лицом к Лицу. У них не было дилеммы: верить или не верить, ибо они знали. Но у них была одна заповедь: не вкушать плодов от Древа познания. В общем-то, не самая сложная заповедь, однако первые люди не смогли устоять, будучи искушаемы противником. Нарушение этого запрета, нечестность перед Богом, которая затем вылилась в ложь, неспособность покаяться и признать вину, в обвинение других — змея, жены, Самого Бога, — вот что стало плодами вкушения того запретного плода.

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт 3:22–24).

Вкушение запретного плода и отказ от вкушения плодов запрещенных, наверное, это очевидная связь между сюжетом книги Бытия и сегодняшним Евангелием о Посте. Мы помним, что Бог еще тогда, изгоняя прародителей из рая сладости, обещал им избавление: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Но семя жены сотрет главу змея (Быт 3:15).

Адам захотел сделать из явного тайное. Из явного проступка, греха перед Богом он сделал тайное преступление, которое попытался скрыть. А позже люди, да и каждый из нас в разное время, стали поступать не только так, но и совсем наоборот, делая из своих добрых дел публичные акты, как бы заявляя другим о том, что мы творим добро. И от первого, и от второго Бог нас хочет уберечь и напоминает нам об этих вещах перед началом Поста. Ему не нужен наш пост как таковой, он не нужен и другим людям. Прежде всего всё это нужно нам самим, и потому в клети собственной души мы и должны совершать все эти действия, аскетические и духовные упражнения, свои маленькие регулярные подвиги. 

Желаю всем нам войти в этот великопостный путь с такой готовностью тайно совершать дела любви и милосердия, поста и молитвы. Желаю нам всем не искать признания, даров или наград за свои постные практики. Желаю нам помнить, что мы это делаем не для Бога и не для других, но прежде всего — для себя самих, себя изменяя и совершенствуя, чтобы, таким образом очистившись, обрести в себе знамения некогда потерянного рая.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 17 марта 2024 года. Неделя воспоминания Адамова изгнания. Спасо-Преображенский кафедральный собор, г. Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.