12.09.2021 | Вера

Первые и последние

В Евангельском чтении мы слышали вопрос юноши, которым в той или иной мере задавался каждый из нас: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф  19:16). И, как этот юноша, мы тоже далеко не всегда удовлетворяемся данным Христом ответом: «…соблюди заповеди <…> не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:17–19). Нам порой кажется, что заповедей недостаточно, что всё это какое-то мелкое, слишком простое, не дающее никаких гарантий.

Нам очень хочется иметь под рукой какой-то такой универсальный инструмент, который не только будет нам гарантировать Царство Небесное, но и будет при том весьма удобен и интересен. Который будет чем-то одновременно поражающим воображение и позволяющим им воспользоваться в необходимую нам минуту. Не желая рисковать, мы хотим иметь нечто гарантированное и надежное. Но христианская жизнь, к счастью, не такова. Она прекрасна и удивительна, но совершенно непредсказуема. Заповеди благи сами по себе, и следование им само по себе уже прекрасно, независимо от того, что ожидает нас в будущем.

Совершенство же достигается именно полным отказом от гарантий: «продай имение твое и раздай нищим; <…> и приходи и следуй за Мною» (Мф 19:21). Иными словами, Христос говорит юноше и каждому из нас: откажись от того, что всё у тебя будет удобно, комфортно и гарантированно, и откройся Мне, и позволь Мне войти в твою жизнь. Я не обещаю, что в ней всё будет спокойно и безопасно, но обещаю тебе Самого Себя, обещаю тебе Свою Любовь, Свое Благо, Свою Красоту.

Господь в Евангелии несколько раз противопоставляет богатых бедным, первых — последним. Рассказ о евангельском юноше тоже об этом. Он уже жил праведной по меркам своего общества жизнью, соблюдал заповеди, подавал нищим. И по меркам того же общества он относился к числу тех, кого можно назвать первыми. Но что говорит ему Господь? Если хочешь быть совершенным — раздай имение свое нищим и следуй за Мною. То есть — отдай свое право быть первым, стань последним и иди за Мной. И мы знаем, что юноша не смог сделать этого, хотя, если бы сделал, мы бы знали его сейчас не как просто богатого юношу, но, наверное, он стал бы апостолом.

Многие места в Евангелии пронизаны этой истиной о первых и последних — это и фарисей и мытарь, и блудный сын и его старший брат, и званые и избранные на брачный пир, и милосердный самарянин и немилосердные священники, проходившие мимо избитого человека. В конце концов, это и фарисеи и правители Израиля, наполненные своей властью и честью, окруженные почетом земным, — и Господь, родившийся в хлеву, живший в бедном провинциальном городе и работавший плотником. Господь, Который, препоясав лентием чресла Свои, умывал ноги ученикам, бедным рыбакам. 

Такой непростой урок дает нам Господь в сегодняшнем Евангелии. Урок, который заключается в том, что стоит быть скромнее, особенно в притязаниях на некие духовные дары. Не гордиться своей мнимой праведностью, церковностью или добродетелями. Не искать статусов, положения или почета. Или если и искать, то не надеяться на то, что всё это хоть как-то положительно может повлиять на нашу загробную участь, на жизнь после смерти, перед которой все равны — и сильные и слабые. На Царствие Небесное, которое дает Господь нам, верующим в Него, но не за наши заслуги, а по Своей великой любви и щедрости.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 12 сентября 2021 года. День памяти благоверного великого князя Александра Невского. Александро-Невская церковь на Привокзальной площади, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.