Слова Евангелия нам кажутся простыми, и мы как будто бы даже понимаем, о чем говорит Господь ученикам, но правда состоит в том, что смысл сказанного гораздо глубже тех слов, которыми это сказано. И чтобы понять то, что доносит до нас Господь нынешним коротким Евангельским отрывком, нам нужно переориентировать вектор своего привычного, бытового восприятия вещей в сторону духовной жизни. Ведь неслучайно это Евангелие читается в праздник мира невидимого воинства, мира ангельского, о котором мы мало что понимаем, зная лишь, что он есть и что он состоит из существ, которые часто становились вестниками от Бога к людям. Мы знаем имена некоторых из них, но доподлинно не можем знать о том, каким образом осуществляется их жизнь, их служение Богу, их славословие и взаимодействие с миром людей.
Мы слышали, как ученики радуются чудесам, которые у них получалось совершать именем Христовым. Думаю, у каждого из нас обязательно появился бы элемент ликования, даже некоего хвастовства, если бы мы видели, что нам повинуются демоны. У учеников тоже было состояние эйфории. Но Господь останавливает их, говоря: «Не это самое главное. Гораздо более важно то, что имена ваши записаны на небесах».
Иными словами, Христос говорит о том, что те вещи, которые кажутся нам чрезвычайно важными, которые могут быть даже духовными, могут довольно сильно отвлекать нас от Неба. Даже если в ученике Христовом открылся дар чудотворения, явный дар благодати, он не должен отвлекать от пути духовного роста. На этом рост не заканчивается. Духовная жизнь — это путь от рождения до смерти и воскресения, и на этом пути нет мест для передышки или пунктов, где можно остановиться и сказать: «Я пришел».
Возможно, кому-то это состояние пути длиною в жизнь покажется слишком тяжелым грузом. Но для нас, верующих в Бога, это бесценное благовестие о том, что у нас всегда есть выбор. Мы всегда можем выйти из темноты, в которую вольно или невольно попадаем, можем прямо сейчас оставить всё, что отвлекает нас от Бога, можем жить с Богом уже здесь и сейчас. А можем, наоборот, погрузить себя в состояние адских страданий уже при жизни.
Еще один важный урок нынешнего ангельского праздника — о гордости и смирении. Ведь главная духовная катастрофа мироздания — раскол в ангельском мире — произошла именно из-за гордости. Мы знаем из истории об отпадении ангела света, о том, что гордость ослепляет и уводит от Бога на невообразимое расстояние. Гордый уязвим, слаб и малодушен, он видит только зло и опасность и не способен замечать Божественного присутствия в мире и красоты сотворенного Богом. Ослепленный гордостью не видит своих ошибок и не способен остановиться во зле. Гордость ведет к смерти духовной. Гордость причиняет вред, страдания, боль и страх не только гордецу, но и другим. И наоборот, смирение, которое может казаться слабостью, на самом деле — величайшая сила. Только смиренный трезво смотрит на себя и на окружающий мир, знает свое в нем место. И от этого понимания смиренный смел, силен, он укрепляем Божественной благодатью. Смирение и трезвое отношение к самому себе, понимание своего места в Божественной иерархии — единственная возможность действовать правильно, согласно воле Божией. Смирение — единственный путь к счастью ощущать себя частью сотворенного Богом мира, а не страдать от постоянного уязвления собственной гордости и бессильной злобы, что является участью отпавшего ангела.
Мы молимся ангелам Божиим о помощи. Потому что они уже прошли этот путь. Мы знаем, что была некая брань, война, когда часть ангельского мира выбрала тьму, а другая часть — Бога и свет. И сделав выбор однажды, духовные существа уже больше не изменяли ему. Ангелы, оставшиеся верными Творцу, настолько утвердились в святости, что грех стал для них невозможным. Мы знаем из опыта Церкви, что и люди способны приблизиться к такому состоянию, когда человек настолько живет с Богом, что уже не может согрешить. Не потому, что у него не остается собственной воли, а потому, что он настолько перепоручает свою волю Всеблагому Богу, что уже никогда не хочет впадать в грех.
Будем сегодня молиться об этом великом даре полного доверия и любви к Богу, о величайшем даре смирения и любви архангелу Михаилу, архангелам и ангелам, всему Небесному воинству, чтобы и они ныне вместе с нами вознесли свои молитву о нас немощных, собравшихся во имя Христово.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 21 ноября 2022 года. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Михайловский храм Торжка, Тверская область.