Дорогие братья и сестры, сегодня мы слышали Евангельское чтение о богатом юноше, который пришел ко Христу с вопросом, волнующим сердца многих: «Учитель благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Этот юноша, называемый у евангелистов и толкователей «богатым юношей» или «богатым юношей-правителем», был, очевидно, человеком успешным, богатым и влиятельным. Он, с его слов, соблюдал заповеди с юности своей, был уважаем среди народа, но чувствовал в своей душе некую пустоту, которую материальные блага не могли заполнить.
Он искал ответа у Спасителя, надеясь найти недостающее звено в своей жизни. И Богочеловек, взглянув на него с любовью, сказал: «Одного тебе не достает: пойди, продай все, что имеешь, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, следуй за Мною».
Юноша, услышав эти слова, отошел с печалью, потому что имел большое богатство. Иисус же, обращаясь к ученикам, сказал: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божие». Ученики удивились и спросили: «Так кто же может спастись?« Иисус ответил: «Невозможное человекам возможно Богу».
Давайте глубже вдумаемся в этот эпизод и постараемся понять, что же мешало этому юноше последовать за Христом и как это касается каждого из нас.
Во-первых, обратим внимание на то, что юноша был действительно успешным и богатым человеком. Он достиг того, к чему многие стремятся всю жизнь: богатства, власти, признания. Еще раз: он уже достиг по общечеловеческим меркам всего, о чем можно только мечтать. Он достиг своего потолка, своих целей, реализовался и добился всего. Но, несмотря на все это, он чувствовал внутреннюю пустоту. Материальные блага не могли удовлетворить глубочайшие потребности его души. Как мы видим, мирской успех не гарантирует истинного счастья и удовлетворения. Часто люди думают, что, достигнув определенного уровня богатства или статуса, они обретут покой и радость. Но, как свидетельствует Евангелие, да и сама жизнь, это далеко не так.
Во-вторых, юноша искал вечную жизнь, но пытался достичь ее своими силами, своими делами. Он спросил: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Это отражает распространенное заблуждение, что спасение можно заслужить, выполняя определенные действия или соблюдая правила. Спасение — это дар Божий, который невозможно заслужить. Мы не можем своими усилиями достичь небес, как бы ни старались. Наша праведность перед Богом — как запачканная одежда. Нас спасает Господь, но, как мы видим по нынешней евангельской истории, только если мы согласимся выполнять то, что Он велит, если мы стремимся выполнять Его волю.
В-третьих, Христос, зная сердце юноши, указал ему на главное препятствие на его пути к Богу — привязанность к богатству. Он не осудил само богатство, но показал, что для этого человека оно стало идолом, заняло место Бога в его сердце. Когда Господь предложил ему продать все и раздать нищим, Он не просто проверял его готовность к жертве, но приглашал его освободиться от того, что держало его сердце в плену. Юноша не смог сделать этот шаг, потому что его сердце было привязано к земному.
Здесь мы видим важный урок для каждого из нас. Возможно, мы не обладаем большим богатством, но у каждого есть свои привязанности, свои «идолы», которые занимают место Бога в нашем сердце. Это могут быть не только материальные вещи, но и наши амбиции, страхи, обиды, греховные привычки. Все, что мы ставим выше Бога, становится препятствием на пути к Нему.
Когда Богочеловек говорит, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Божие, Он использует сильный образ, чтобы показать невозможность спасения своими силами. Некоторые пытаются смягчить эти слова, говоря о «игольном ушке» как о маленьких воротах в стене города, через которые верблюд мог пройти, если снять с него всю поклажу. Но это попытка упростить то, что Спаситель намеренно сделал невозможным. Он хотел показать, что спасение — это не то, что человек может достичь своими усилиями или хитростью. Это то, что возможно только с Божией помощью.
Ученики, услышав это, были поражены и спросили: «Так кто же может спастись?» Иисус ответил: «Невозможное человекам возможно Богу». Это ключевые слова. Мы не можем спастись сами по себе. Только Божия благодать, Его любовь и милость могут даровать нам спасение. Но для этого мы должны признать свою немощь, свое бессилие и полностью довериться Богу.
Возвращаясь к богатому юноше, можем задуматься: что было бы, если бы он принял приглашение Спасителя? Возможно, мы бы читали его послания, его свидетельства о вере. Но он ушел с печалью, потому что не смог отпустить то, что держало его сердце. Это трагедия не только одного человека, но и многих, кто ставит земное выше небесного.
Для нас же это призыв задуматься: что удерживает нас от полного следования за Христом? Какие привязанности, страхи или сомнения мешают нам? Готовы ли мы отпустить их ради обретения истинной свободы во Христе?
И наконец, важно помнить, что Бог не оставляет нас в наших слабостях. Он предлагает нам Свою помощь, Свою благодать. Он знает наши сердца и предлагает нам путь освобождения. Но выбор остается за нами. Будем ли мы, как тот юноша, уходить с печалью или же с верой и решимостью последуем за Христом, доверяя Ему всю свою жизнь?
Дорогие братья и сестры, пусть эта евангельская история станет для нас зеркалом, в котором мы увидим свои собственные души. Пусть она вдохновит нас искать не земного богатства или успеха, но небесных сокровищ, которые не тленны и не подвержены времени. Пусть мы будем готовы отпустить все, что мешает нам приблизиться к Богу, и с радостью последуем за Ним, зная, что Он дарует нам жизнь вечную и радость, превосходящую всякое понимание.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 15 декабря 2024 года. Неделя 25-я по Пятидесятнице. Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Твери.