14.01.2022 | Святые

Обрезание сердца

Соединяя Ветхий Завет с Заветом Новым, Господь и Спаситель наш Иисус Христос исполняет все древние законы, положенные народу Израиля, но и создает законы новые, через Себя Самого пропуская и видоизменяя всё данное народу прежде в новое. Вспоминая то, как Он был в восьмой день по древнему обычаю обрезан, давайте подумаем, что эти события, которые Церковь облекла одеждами господского праздника, значат для нас с вами, современных христиан.

Заповедь об обрезании младенцев мужского пола через восемь дней после рождения дана была иудеям в книге Бытия, где Господь говорит о том, что этот знак, который каждый верующий в Него носит на собственном теле, будет знамением завета между людьми и Богом (см. Быт 17:10–14). Но уже в книге Второзакония, то есть в чуть более поздней книге Библии, мы встречаем и иное, более глубокое понимание обрезания, о котором говорит Господь: «Итак, обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны» (Втор 10:16).

Мы понимаем, что заповедь обрезания, данная ветхозаветному человечеству, — как и многое, что происходило в Завете Ветхом, ожидающем пришествия Спасителя в мир, — была прообразом истинного обрезания, духовного обрезания, о котором возвестил Спаситель. Добровольное отторжение части собственного тела проображало добровольное отсечение от себя греховного, беззаконного, мешающего спасению. Это был прообраз, такой же, каким были принесение в жертву ягненка, пасхальная трапеза и многие, многие обычаи мира, ожидающего Спасителя. Как писал об этом мученик Иустин Философ, «заповедь об обрезании, повелевающая, чтобы младенцы обрезывались непременно в восьмой день, была прообразом истинного обрезания, которым мы обрезались от заблуждения и греха чрез Господа нашего Иисуса Христа, воскресшего из мертвых в первый день недели».

Понятие обрезание — о болезненном отсечении от себя чего-то такого, что кажется естественным, что вроде бы составляет нашу суть, что всегда с нами, в чем, в общем-то, и сомневаться странно. Ведь мы настолько привыкаем к жизни в темноте, что любое попадание света в наш мрак скорее вызывает страх, нежели просвещает и освящает. Мы настолько привыкаем к своей жизни, что изменить в ней что-то ради Христа, ради спасения и жизни будущего века — уже болезненная процедура. Отсечение таких привычных нам вещей и есть духовное делание, то обрезание сердца, о котором говорится во Второзаконии: обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны (то есть — не будьте упрямы).

Когда мы отсекаем свою привязанность к мирскому, делаем это ради Бога, а не потому, что действительно уж считаем мирское плохим, — мы вступаем в близкие отношения с Богом. Потому что любовь — это и есть чаще всего отказ от чего-то привлекательного, манящего, вроде бы естественного, ради другого, ради того, кого мы любим. Любовь — это ограничение, умаление себя ради другого. И когда мы делаем это ради Бога, Которого любим, — это и есть наше обрезание сердца, о котором мы должны бы вспомнить в нынешний праздник.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 14 января 2022 года. Обрезание Господне, день памяти святителя Василия Великого. Храм Рождества Христова в Кашине, Тверская область. 

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.