Сегодня, в день великого святого Тверской земли, благоверного князя Михаила, Церковь для нашего назидания вновь открывает страницы Евангелия от Иоанна, где Господь наш Иисус Христос даёт всем нам, Его ученикам, заповедь любви друг ко другу: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин 15:17).
Слово «любовь», глагол «любить», фраза «я тебя люблю» так часто используются в литературе и искусстве, в книгах и кинофильмах, в интернете и в повседневной жизни, что их истинный смысл начинает ускользать от нашего внимания. Они становятся как будто бы рядовыми, ничего особенного не значащими словами, вроде ежедневного приветствия или вопроса о том, как дела. Однако мы понимаем, что именно в этих словах и содержится центральная идея Христова Благовестия. Эти слова означают и жизнь и смерть. Господь пришёл и говорил о любви, и очевидно, что для людей во время Его земной жизни эти слова были словно глоток свежего воздуха.
«Любить» — это глагол, который по своему лингвистическому статусу означает действие, а не состояние. Мы понимаем, что любовь — это понятие близкое к доброте. Например, любовь вполне может означать доброту к другим людям, доброту к окружающему нас миру, ко всему Божественному творению. Такое трепетное отношение к другому очень близко по смыслу к слову «любить». Ведь доброта не бывает жестокой, добрый человек не может быть пренебрежительным. И если мы говорим, что научились любить, но проявляем своё доброе отношение к одним людям, например, людям близким нам по духу или по вере, но к чужим нам людям относимся жестоко или пренебрежительно, то любовь наша — лицемерна.
Если мы скажем, что любим другого человека, но при этом способны его подставить, солгать ему, вести себя двулично, то слова о любви остаются только словами. Сам глагол «любить» означает определённое действие — приносить пользу другому человеку и делать так, чтобы ему стало лучше.
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13), — читаем мы в Евангелии от Иоанна. И, наверное, потому Церковь в день памяти князя Михаила напоминает нам о любви, что он, будучи оклеветанным, отправляясь в Орду на верную смерть, дабы хан не разорил его княжескую вотчину, прощаясь с семьей и с тверичами, взяв благословение на мученический подвиг у своего духовного отца игумена Иоанна, сказал ему следующие слова: «Отче, много заботился я о покое христиан, но по грехам моим не мог прекратить междоусобий. Теперь благослови меня, если придётся, пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи».
Это и есть любовь действенная, нелицемерная, желающая добра другим. У него было два пути: либо отправиться и погибнуть самому, либо воевать с ханом, может быть, победить, но ценой тысяч жизней вверенных ему людей. И он выбрал — отдать свою жизнь за жизни и благоденствие своих друзей и подданных.
Конечно, святой князь Михаил поступил именно так, потому что имел ориентиром собственной жизни Господа Иисуса Христа и Его Евангелие. Ведь иначе, в любом другом случае, человек, конечно же, стремится защитить и спасти собственную жизнь. Господь, выдержавший ради любви унижения, скорбь, боль и смерть, подарил нам образец жизни и поступков. Он научил нас любви. И только от нас зависит, станем ли мы хорошими учениками.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 5 декабря 2020 года. День памяти святого благоверного князя Михаила Тверского. Кафедральный собор Воскресения Христова в Твери.