04.12.2023 | Вера

Новозаветная реальность

«Ангели и человецы, Девы вхождение почтим, яко со славою вниде во Святая Святых», — призывает нас, дорогие братья и сестры, Святая Церковь почтить праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. 

Память Церкви, запечатленная в ее Священном Предании, сохранила для нас повествование о том, как престарелые родители трехлетней Отроковицы привели Ее по обетованию — посвятить своего Богом данного ребенка — в Иерусалимский храм «воспитатися Божественною благодатию». 

Сегодня мы вспоминаем не просто вхождение ребенка в Иерусалимский храм, но то, ради чего Пресвятая Богородица вошла в него и ради чего Она подвизалась в нем. 

Введение Богородицы в Иерусалимский храм намного больше, чем просто вход человека в какое-либо здание. Это вхождение в священное пространство духовной жизни, в самое сердце общения с Богом Той, Которая станет связующим звеном между Божественным и человеческим. 

Это вход в священное присутствие Бога Той, Которая сможет Его вместить. Даже больше: возможно, Ветхозаветный храм — средоточие Шехины, благодати Божией, хранитель Первого Завета, место жертв за грехи людские — только и нужен был для того, чтобы в него однажды вошла маленькая Девочка, Которая первая из людей достигнет такого единения с Богом, что станет Матерью Богочеловека, Спасителя мира, Христа и Мессии Иисуса.

Ныне Она заняла в нем место, которое прежде предназначалось Ее прообразу — ковчегу завета. Теперь Она Сама становится Живым Ковчегом! Дева становится Матерью Бога! 

Мы можем увидеть и тот глубинный слой нынешнего торжества, который символизирует для каждого верующего вхождение святости в самое сердце духовной жизни. Заметим, что когда мы видим маленькую Отроковицу и священный для ветхозаветного человека Храм — то понимаем, Кто из них больше и важнее для человечества: хрупкая девочка или нерушимое святое здание. Даже больше, мы видим два сосуда Божественной благодати: рукотворный храм и нерукотворную Деву. Храм вмещал благодать Божию, был местом и присутствием Божественной славы и Духа Святого и как будто бы в нынешнем символическом входе передал эту функцию Марии — человеку, который станет Храмом и Вместилищем Бога.

В этом событии заложен глубокий символизм перехода от старозаветной традиции к новозаветной реальности. Богородица, введенная во Святая святых, представляет Собой начало новой эры — эры благодати и истины, которая была явлена нам через Христа.

Введение Богородицы во храм предлагает нам глубокий урок о значении смирения и доверия в нашей духовной жизни. Как Мария была введена во храм, так и мы призваны вести свою жизнь, посвящая ее служению и любви к Богу, всегда помня о том, что наша конечная цель — это объединение с Божественным, достигаемое через веру, надежду и любовь.

Символика Введения несет в себе особую глубину. Мы слышали только что отрывок апостольского послания о Скинии и о Святая святых, в которую может войти только первосвященник. Мы знаем из Предания, что Богоотроковица была введена первосвященником во Святая святых и словно разъединила цепь Ветхого Завета, изменила навсегда мистические правила общения человека и Бога. Пресвятая Дева, будучи введена во храм и во Святая святых, предвосхищает Свою будущую роль Матери Христа, входящей в самое сердце Божественной тайны.

И, наконец, нынешний день напоминает нам вновь о важности нашей внутренней жизни и духовного роста. Пресвятая Дева не просто была избрана Богом, Она еще и подтвердила Свое избранничество: провела Свои молодые годы в храме, дала Богу утвердительный ответ на Благую весть, со смирением приняла и необычное, невиданное доселе послушание от Творца мира, с верой и большой любовью посвятила жизнь Свою воспитанию Мессии. Это не просто нечто, данное просто так, по факту богоизбранности. Это плоды взаимного стремления Бога и человека, хрупкой Девы и Творца всего видимого и невидимого, Творца времени и истории.

Давайте помнить о том, что Бог всегда первый выходит нам навстречу, предлагая войти во Святая святых Его присутствия, соединясь с Ним Самим в молитве, добродетельной жизни, любви к другим людям, Таинствах Церкви, причастии Страшных и Животворящих Таин, Его Тела и Крови, которого ныне всех нас сподоби, Господи!

4 декабря 2023 года. Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Старицкий Свято-Успенский монастырь, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.