20.01.2024 | Вера

Рассказ о духовной борьбе

Сегодня мы внимали евангельскому рассказу о том, как Господь наш Иисус Христос преодолевал искушения в пустыне. Он вошел в пространство пустыни, которое является символом искушений и испытаний, некой крайней степени тяжести жизни, полной лишений и болезненного опыта. В наших жизнях тоже может быть подобный опыт пустыни, пусть даже и без соответствующих климатических или географических условий. 

Прежде всего, это болезненный опыт одиночества, встречи с самим собой, отсутствие места, обстоятельств или людей, с помощью которых можно было бы спрятаться от неумолимости боли нахождения с самим собой наедине. 

Второе — это не менее болезненный для человека опыт нахождения перед лицом Творца. Ведь мы довольно часто опираемся на те свои впечатления от со-присутствия с Бесконечно Иным, с Богом, которые связаны с некоторыми положительными эмоциями: опытом вдохновения, ощущением благодати, радостью встречи и чувством любви. Но ведь есть и другие чувства. Присутствие Бога страшно и невыносимо для человека, именно поэтому человек чаще всего скрывается от Бога. Так происходит со времен праотца Адама.

Третье — это аскетические лишения, отсутствие или скудость пищи, отсутствие какого-то привычного комфорта, выход в зону сопротивления и опасности, зону непривычности и близкой смерти. Такие места и моменты истончают некую оболочку человека, которая отделяет его от духовного мира и от духовного опыта. Мы можем знать это на примере поста, когда мы сокращаем количество пищи или вообще отказываемся от нее на какое-то время. Пища для нас — источник физического существования, и когда мы сильно ограничиваем этот источник, то становимся намного духовно чувствительнее, тоньше, начинаем лучше понимать других людей, слышать Бога. 

Хотя это Евангельское чтение еще не относится к постному периоду, но оно рассказывает нам о посте нашего Господа, который и стал основой для нашего Великого поста. Христос вышел на этот постный подвиг, согласно повествованию святого евангелиста Матфея, сразу после того, как принял крещение от рук Пророка и Предтечи Господня Иоанна. И потому это чтение для нас — напоминание о том, что впереди и нас ждет великопостный путь. Ждут нас и искушения, которые являются важной составляющей нашего истончения, покаяния, духовной наготы перед Богом. 

Диавол искушал Христа в основном цитатами из Священного Писания. Этот факт как будто вновь и вновь напоминает нам, что самые страшные вещи способны мимикрировать под духовность. Напоминает и о том, что под церковными или благочестивыми лозунгами, под знаменами библейских цитат могут начинаться и продолжаться страшные события: войны, религиозные или кажущиеся нерелигиозными, гонения, убийства людей и многое подобное. Слово Божие, будучи употребляемо людьми добрыми и светлыми, дарит добро и свет. В руках же людей злых и порочных оно становится сильным и страшным оружием уничтожения, оно может провоцировать ненависть ко всем инакомыслящим, а затем и просто ко всем. В руках диавола слово Божие становится искушением Самому Богу. 

И чем сатана искушает Спасителя? Превращение камней в хлеб — это не только о физическом голоде, но и о голоде духовном, о поиске истинного смысла и ценностей в нашей жизни. Прыжок с крыши храма — это испытание веры и доверия Богу, проверка веры. Истинная вера не требует доказательств и сенсаций, она тиха и непоколебима, как великий океан. И там, где веру пытаются доказать и говорят о неких незыблемых доказательствах, — обман и манипуляция. 

И, наконец, предложение поклониться сатане в обмен на все царства мира. Искушение властью — самое сильное искушение самой страшной силой, способной созидать и разрушать, способной делать жизнь людей лучше или невыносимой, создавая ад на земле. Искушение властью — это вопрос глубоко духовный, как бы нам ни казалось с первого взгляда. Всякая власть принадлежит Богу, а каждый человек лишь выбирает собственную меру реализации этой власти на земле. Всякий может подарить жизнь и всякий может ее отнять. И то, и это принадлежит Богу. Но дар жизни благословенен, а ее отъятие — страшный грех.

У каждого из нас есть своя власть, маленькая или побольше. И каждый из нас принимает решение, как распорядиться той властью, которая нам дана. Применить ли ее на созидание или для разрушения. Помочь кому-то силой своей власти или той же силой сделать кому-то плохо, больно или отнять жизнь. Такая власть есть у каждого человека независимо от положения в обществе. И на самом верху социальной организации, и в самом ее подножии человек всякий раз принимает свое собственное решение о том, как он распорядится данной ему Богом властью в этом мире. И за каждое такое решение будет нести перед Богом ответ.

Искушения Христа в пустыне — это рассказ не только о Его духовной борьбе. Скорее даже это аллегория нашего собственного пути, нашей борьбы и наших искушений. Даем ли мы ответ искусителю, подобный тому, какой дал Спаситель мира? Или предпочитаем взять то, что предлагает сатана? В этом священном Евангельском отрывке мы видим не просто историю из прошлого, но и вечную историю, которая глубоко актуальна для каждого из нас, которая повторяется в каждом из нас. 

Мы призваны не просто смотреть на Христа как на образец для подражания, но и идти Его путем, преодолевая свои пустыни, свои искушения, стремясь к Божественной любви и мудрости. Пусть каждый из нас найдет в этом Евангелии источник вдохновения и силы для своего духовного пути. 

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 20 января 2024 года. Собор Иоанна Предтечи. Богоявленский собор, Вышний Волочëк.

Изображение: И. Крамской «Христос в пустыне»

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.