25.09.2022 | Вера

Наш мир и наши жизни находятся в руке Божией

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16), — слышали мы в Евангельском чтении, посвященном грядущему Крестовоздвижению. А в воскресном отрывке слышали еще и такие слова: законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим», — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:35–40).

Сегодня очень сложно говорить проповедь о любви. Мы видим, что любви этой стало так мало. Нам может казаться, что ее и не осталось вовсе в нашем мире, мире страхов, мире смятения, мире скорби. Всё чаще кажется, что мы живем на страницах Апокалипсиса, а уже не Евангелия, и ко времени нашей жизни стоило бы применять уже другие слова, не о любви, но о скором конце. Но мы вновь и вновь слышим: «Бог так возлюбил мир…».

Наш страх рождается от понимания того, что от нас мало что зависит, мы не контролируем большинства обстоятельств собственной жизни, а без этого контроля чувствуем себя уязвимыми, беспомощными, слабыми. И мы действительно слабы и уязвимы. Единственное, что остается нам, людям верующим, — это задуматься о смысле сегодняшних слов о том, что Бог настолько любит мир, настолько любит каждого из нас, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь. Богочеловек взял на плечи Свои весь этот хаос, крики разъяренных толп, всю эту ненависть человеческую — и принял смерть, которая является апогеем всей мировой несправедливости и всего зла. 

И вот эта любовь Божия — любовь до смерти и вопреки смерти — говорит нам о многом. Она говорит нам о том, что мы важны и нужны Богу, что Он хочет нашего спасения, а не нашей смерти. Наши страхи живут внутри нас, хотя и подкрепляются внешними факторами. И чтобы победить этот страх внутри себя — нам нужно доверить, перепоручить, отдать свои страхи Богу. Он взял на Себя наш грех, Он взял на Себя нашу смертность. И он возьмет на Себя наши страхи, если мы доверимся Ему полностью. Ведь так или иначе, наши страхи основаны на том, что мы не доверяем Богу. Не верим в Его промысел о нас. Не хотим или не можем перепоручить свою волю воле Бога. Мы пытаемся решить всё сами, строим планы, ставим цели достижений, самонадеянно пытаемся что-то изменить. 

Но на самом деле мы ведь ничего изменить не можем. Если мы твердо отдадим себе отчет и подумаем, как мы смогли сделать что-то, что стало важным событием нашей жизни, — то, скорее всего, заметим, что это как будто бы произошло не совсем нашими усилиями, что это произошло благодаря особенному стечению обстоятельств, которые сложились как будто сами собой. Так действует Бог. И наоборот, можем вспомнить о том, что порой, как бы мы ни пытались чего-то добиться сами, словно бились головой в невидимую стену — ничего не получалось, хотя силы прилагали колоссальные. Изменить что-то серьезное может только Божественное вмешательство, и о нем нам стоило бы молиться сейчас особенно.

Конечно, нужно отдавать себе отчет в реальности зла и в его опасности. Зло не абстрактная сила, это вполне реальная вещь, которая чаще всего творится руками человеческими. Руками людей самонадеянных или трусливых, безумных или эгоистичных, пораженных гордыней или ненавистью. Для могущественного зла нет никаких преград, кроме Бога. Зло действительно есть, и оно творится людьми. И потому наши страхи, конечно, небезосновательны. Но источник наших страхов лежит не в злых людях, а в нас самих, и победить зло мы можем, только будучи бесстрашными по отношению к нему, ведь неслучайно Христос на страницах Евангелия так часто обращается к нам именно со словами «не бойтесь!».

Я знаю одного человека, который долго мучился от постоянных страхов о будущем, страхов о финансовом положении, страхов смерти и непредсказуемости. Он настолько себя мучил ими, что даже в ежедневной жизни, в рядовых ситуациях, он руководствовался в первую очередь этими страхами, а не каким-либо конструктивным подходом. 

И вот этот человек решил, что он больше не может так жить. Он решил во что бы то ни стало иметь своим защитником Бога, и он стал предпринимать действия для того, чтобы это было так. Он стал часто причащаться, он стал молиться Иисусовой молитвой всё время, когда только мог. И эти, как кажется, вполне несложные действия преобразили его жизнь. Он говорил, что после этого сложные и страшные прежде ежедневные события он стал воспринимать гораздо проще, помня о том, что он приобщается Христовых Таин и через это соединен с Богом, и это давало ему великую надежду и уверенность в Божественной помощи. Он стал понимать, что постоянная молитва соединяет его с Богом, а с Богом не страшно ничего — и он с полным доверием к Творцу начинал каждый новый день. Страхи за будущее, страхи за финансовое состояние, страх смерти и страхи за близких стали понемногу отступать. Потому что от наших страхов нас может исцелить только Бог, чаще всего выйти из этого состояния самостоятельно мы не в силах.

Наш мир и наши жизни находятся в руке Божией. Мы простые люди, не обладающие ни особенным могуществом, ни особенным умом, ни каким-то особым гениальным планом. Но каждый из нас может иметь своим Помощником Самого Бога, Который любит нас и Один только может нам помочь. У Которого есть и гениальный план для каждого из нас, Который является источником всякой мудрости и силы. Мы не сможем победить мир, но мы можем с помощью Божией победить самих себя, можем измениться так, что действительно станем нести свет в мир. Но для этой победы нам нужно делать действия — не слова и не мысли, а именно действия, направленные навстречу Богу: творить молитву, каяться в грехах своих и изо всех сил стараться не возвращаться больше к ним, причащаться Святых Христовых Таин, делать добро другим людям не только случайно, но и специально, размышляя о том, что можем сделать доброго, и буквально планируя свои возможные добрые дела на день. Тогда, не сразу, но со временем, мы будем становиться источниками света, о котором говорил Христос.

И чем таких носителей света станет больше, тем скорее тьма, сгущающаяся в мире, отступит, как отступает всякая тьма даже от мерцания самой слабой лампады.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 25 сентября 2022 года. Неделя перед Воздвижением. Церковь святителя Игнатия Кавказского и Оптинских старцев, Ржев.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.