25.04.2021 | 

Начало пути к Истине

Мы слышали, как Господь возлежит за вечерей в доме воскрешëнного Лазаря. Как Мария помазывает ноги Христовы драгоценным миром и отирает власами главы своея. Как возмутился Иуда, а за ним и ученики бессмысленной, на их взгляд, трате дорогого мира. Как Господь садится на молодого осла и входит в Иерусалим, где Его встречают ликующие толпы народа, восклицая Ему, как Мессии: «Осанна в вышних, благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев». И сами мы наполнили храм ветвями приветствия, символами земного триумфа, силой нынешнего праздника. 

Люди так устроены, все мы так устроены, что часто обманываемся внешним блеском вещей или событий. В то время как зачастую торжества скрывают за собой трагедию, а грандиозные празднества переходят в кризис или нечто страшное. 

Сегодня мы вспоминаем относительно радостное событие входа Господа во Святой Град, где Его приняли как Царя люди, собравшиеся для торжественной встречи. И мы тоже можем обмануться этим блеском торжества, мнимой радостью тех людей. Радость их и внешние проявления праздника, как оказалось, скрывали от них самих то, что они не понимали Христа. 

Они не понимали, Кто Он такой, о чём Он говорит, что пытается до них донести, куда Он ведёт. Ведь те же самые люди через несколько дней вместо «Осанна», разочаровавшись в своих желаниях, станут кричать: «Распни Его». Будут жаждать крови Того, Кого принимали с триумфом. Потому что наконец поймут, что Он — не тот, кого они ждали, Он — не тот, за кого они Его принимали. Они не такого мессию хотели. Они не этого ждали.

Несмотря на то, что нас с теми людьми разделяют тысячелетия, увы, мы зачастую точно такие же, как они. Мы приходим в восторг от внешнего блеска, обольщаемся красивыми словами, которые чаще всего и не понимаем, рады вслед за толпой кричать хоть «осанна», хоть «распни». А когда оказывается, что что-то неправильно понимали, но действовали по убеждению, то готовы и от убеждений отказаться вовсе, либо променять их на какие-то другие.

Но быть учеником Христа — значит быть готовым принять истину такой, какая она есть, а не такой, какой нам хотелось бы, чтобы она была. Ведь и апостолы хотели, чтобы Господь победил всех врагов, стал правителем и им дал достойное место рядом с Собой. Но всё оказалось иначе. 

Быть учеником Христа — значит иногда действовать вопреки первейшим порывам наших душ. Быть учеником Христа — значит порой, а то и достаточно часто идти против течения, хотя это, безусловно, трудно и некомфортно. Быть Христовым учеником — значит уметь держать ум в трезвомыслии, чтобы не обольщаться, чтобы стать готовым распознать истину, в каком бы виде она ни являлась. Распознать истину и быть готовым следовать ей, несмотря ни на что.

Мы стоим ныне в храме Божием, но стоим и на пыльной брусчатке у ворот Града Божьего. На раскалённой восточным солнцем дороге, по которой Господь будет нести Крест Свой. Дорога эта уже началась и, несмотря на внешнюю праздничность и общее торжество, ведёт к Страстной Пятнице. Но она же ведёт нас и к Пасхе. 

Мы стоим в преддверии дней, когда Бог свершил самые могущественные деяния в истории человечества. Когда Богочеловек, испуская последний вздох, сказал: «Свершилось». Мы стоим на пути к Суду. 

Мы стоим, ожидая благодати. Суд будет совершаться над Богом от людей. Суд будет совершаться над человечеством Богом, висящим на Кресте. Суд этот будет упрëком всему человеческому. Благодать же совершилась в тот миг, когда смерть была поглощена победой. И благодать эта будет великим даром человечеству. 

Человечеству, которое отныне и навсегда освящено и пронизано тем, что Бог был Одним из нас. Лучшим из нас.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 25 апреля 2021 года. Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье. Воскресенский кафедральный собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.