18.03.2024 | Вера

Начало покаянной молитвы

«С чего я начну оплакивать деяния злосчастной моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему своему сетованию?» — этими словами начинается покаянный канон преподобного Андрея Критского. С этих слов и мы вместе со святым начали свою покаянную молитву. Каждый из нас задает этот вопрос, стоя на пороге изменений. 

Великий канон преподобного Андрея Критского — это не просто перечень грехов или исторических событий; это глубокое духовное зеркало, в котором каждый из нас может увидеть отражение своей души, своих стремлений и слабостей.

Покаяние не является мгновенным актом; это процесс, требующий от нас искренности, глубокой готовности, искреннего желания измениться.

Мы живем в мире, полном искушений и соблазнов, где легко потерять истинный путь, забыв о призвании к святости и чистоте. Великий канон вновь и вновь напоминает нам, что каждый человек способен на грех, но в то же время каждый из нас способен и на покаяние, на возвращение к Богу, на преображение своей жизни.

Преподобный Андрей Критский, живший в VIII веке, оставил нам это великое наследие духовной жизни. Он показывает нам, что путь к Богу лежит через признание собственных грехов, через скорбь по поводу собственных ошибок, но и через надежду на Божие милосердие.

«Через покаяние земля становится небом, потому что наполняется святыми — этими земными ангелами», — воодушевляет нас еще один святой, преподобный Ефрем Сирин, имя которого особенным образом связано у нас с Великим постом. 

Великий пост — это время, когда мы особенно призываемся к изменению своей жизни, к обновлению своей души и к укреплению связи с Богом. Это время, когда Церковь приглашает нас к осмыслению и переоценке своей жизни. В начале Великого поста мы, подобно путникам, вступаем в период глубокого духовного самоисследования, опираясь на образы и уроки, данные нам в преддверии этого времени. Великий пост предлагается нам как время, когда можно и нужно внести изменения не только во внешние аспекты нашей жизни, но и в самую глубину нашего существа. Это время, когда Церковь призывает нас к осмыслению, к анализу своей жизни и, конечно же, к покаянию. Мы призваны глубоко задуматься о том, как Великий канон преподобного Андрея Критского, этот неиссякаемый источник духовной мудрости, может пролить свет на нашу жизнь, на наши поступки и мысли.

Замечательную жизненную историю о покаянии рассказала одна монахиня из Беларуси про одного современного раскаявшегося разбойника: 

«Удивительная совершенно история, удивительный человек… Сейчас он отбывает наказание. У него 25 лет срока. Минчанин, вырос в семье военного, как и я. Окончил музыкальную школу по классу саксофона, чемпион Беларуси в юношеском разряде по боксу, занимался стрельбой. Начитанный человек. Но в какой-то момент своей жизни, в 1990-е годы, когда был взлет такой преступной романтики, он незаметно попал под дурное влияние. Он метко стрелял и стал снайпером, одним из лучших в мире. И стал наемным убийцей. У него несколько десятков эпизодов. Вот этим он занимался.

Однажды он поехал в Европу на очередной заказ, и в гостинице почему-то не оказалось номера, где он мог бы жить один. Его поселили с каким-то человеком. Человек, уйдя утром по своим делам, случайно (не случайно, конечно не случайно) оставил на столике Евангелие. И Юра (Георгий его зовут) прочел это Евангелие несколько раз. Собрал сумки и поехал домой. Его перевернуло, всё его существо, ему Бог открылся как любовь. Он говорил, это было такое действие, что трудно словами передать, как Господь его коснулся. 

Он приехал в Минск и сразу пошел в церковь к священнику. Георгий спросил у него: “Что мне делать, чтобы Господь меня простил?” Отец Василий благословил его сдаться в руки правосудия, но так, чтобы не пострадал никто из тех, с кем он работал. То есть отвечать только за себя. И вот представьте, на что должен решиться человек, зная, что как минимум 25 лет ему грозит! Он принес такое покаяние.

Меня эта история очень вдохновила. Теперь он староста храма в колонии. Храм в честь праведного Иоанна Кронштадтского, где вычитывают полный круг богослужения каждый день. А по ночам он работает в цеху по обработке металла. Вот я иногда думаю, когда не могу поднять себя на службу, на правило, что есть такой человек Георгий, который сегодня всё это правило читал. Вот такое покаяние люди приносят в наши дни…

Мы с ним переписываемся, он очень глубокий человек, очень тонкого чувства Божиего действия в себе. И сейчас, в последний год, ему пришла мысль о монашестве. Преподобная Мария Египетская 17 лет носила покаяние, ему вменено в наказание 25… И вот сейчас он думает о монашестве. С трепетом, со страхом, с пониманием своего недостоинства».

«Если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий. Если бы не оно вскоре простерло руку защиты, не стоял бы доныне мир», — говорит преподобный Ефрем. 

Пусть этот Великий пост станет для нас не просто временем воздержания от определенной пищи или занятий, но истинным временем возрождения. Да поможет нам Господь пройти этот постный путь с пользой для души, с искренним покаянием и прилагая усилия к духовному возрастанию. Пусть каждый из нас найдет в себе силы проследовать за Христом все эти сорок дней, а потом еще и семь страстных, исполняя Его заповеди и открывая для себя путь к вечному спасению.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 18 марта 2024 года. Понедельник первой седмицы Великого поста. Спасо-Преображенский собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.