21.02.2021 | 

Мытарь и фарисей — в каждом из нас

Нередко духовная жизнь описывается в виде некой кривой: мы то взбираемся наверх, то вновь падаем и заставляем себя вставать, и так повторяется вновь и вновь. Этот образ прекрасно соотносится и с сегодняшним Евангельским чтением. Каждый из нас может с лёгкостью найти в своей памяти такие моменты в собственной жизни, когда мы действовали скорее по-фарисейски, осуждая других, возвышая себя, чувствуя своё духовное, интеллектуальное или физическое превосходство. Но бывали и такие моменты, когда мы испытывали оставленность, растерянность, чувство, что мы находимся на краю гибели, и хотелось взывать и взывать о помощи.

Поистине, мытарь и фарисей живут в каждом из нас и то и дело проглядывают наружу. И хорошо бы нам быть более внимательными, не упускать из виду эти моменты, не давать им становиться чем-то проходящим и незаметным. Никому не хочется быть фарисеем, но время от времени в сердце рождается такое чувство, в котором мы боимся признаться самим себе, а вместе с тем оно порой захватывает всю нашу жизнь, все наши мысли и действия. И вот, всё ещё не признаваясь себе в этом, мы проходим мимо наших ближних, которые кажутся нам недостойными, или которыми мы просто брезгуем. Мы берëмся судить о том или другом человеке, не зная ни его, ни условий и обстоятельств его жизни, лишь потому, что он показался нам неприятным. Хорошо бы нам в этот момент одëрнуть себя, вернуться в реальность, признаться себе в том, что мы чувствуем нечто нехорошее, что мы ещё не изжили в себе эту черту, что мы нуждаемся в исцелении.

Тогда в нас, может быть, проснётся кающийся мытарь, как он просыпается в нас всякий раз, когда мы сами оказываемся в сложной жизненной ситуации, когда в нас вдруг рождается чувство покаяния, когда мы вдруг начинаем ясно и отчетливо слышать голос совести. И этот момент, бывает, тоже непросто уловить, он проходит порой столь же внезапно, как и наступает, стоит лишь измениться обстоятельствам или просто нашему настроению. Чувства кающегося мытаря, конечно, тоже содержат в себе некую опасность, они тоже легко могут в нас изменить свой полюс и перейти в своего рода фарисейство, когда всякий, кто не поддерживает наших мытарских чувств, начинает подвергаться с нашей стороны осуждению или принуждению разделять эти наши чувства и становиться такими же, как мы. 

И вот, казалось бы, грядущее время Великого поста — это то время, когда нам следовало бы возлелеять в себе это смиренное состояние мытаря, отдаться ему во всей полноте, но, как и ко всему прочему, приступать к этому стоит со всем вниманием и осторожностью. Нам действительно следует припомнить все наши недостатки, все наши ошибки и постараться выйти из того замкнутого круга, в который они нас загоняют. Постараться осознать собственное недостоинство, но только не так, чтобы говорить слова мытаря, а чувствовать себя при этом всё же превосходнее других, как фарисей.

Постараемся не попасть из замкнутого круга гордости и тщеславия в не менее замкнутый круг бесконечного самокопания и ложного смирения, которые в итоге приводят к тому же фарисейскому самоощущению. Постараемся поставить в центр нашего внимания нашу надежду на милосердие Божие, на Его безграничную любовь. Обратимся к Нему всем своим сердцем, откроемся для Него и вместе с Ним откроемся и для наших ближних, разделим их страдания и их радости, их печали и их успехи, их слёзы и их радость.

Да дарует всем нам Господь в предстоящий период духовной весны быть искренними с самими собой не только в моменты показного самомнения, но и в моменты смирения напоказ, которое тоже, увы, нередко случается с каждым из нас.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 21 февраля 2021 года. Неделя о мытаре и фарисее. Храм-часовня в честь Пророка Иоанна Предтечи и праведных Захарии и Елисаветы в Кимрах, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.