Из десяти дев, о которых мы читаем в Евангелии, половина поступили неразумно, не подготовившись должным образом к встрече жениха. Все десять долго ожидали этой встречи, все десять уснули. Внезапно их разбудил звук его прихода и у пяти из них не обнаружилось масла для светильников. Чтобы встретить жениха как положено, они удалились для покупки масла и покуда они отлучались, встреча прошла без них.
Дверь брачного чертога уже была затворена, они вернулись слишком поздно и уже не смогли попасть на торжество, которого они ждали, но к которому так плохо подготовились. И притча эта именно о готовности. Из нее мы понимаем, что можно быть верующим и ждать прихода Христа, но в самый решительный момент оказаться отвлеченными на какие-то насущные, вполне возможно, даже немаловажные заботы, и оказаться вне Царствия Божиего. “Бодрствуйте, ведь вы не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий” (Мф. 25:13), — такими словами завершил притчу Господь.
Что же значит бодрствовать для нас? Ведь большинство из нас и так не спит дни напролет и не ленится. Пожалуй, стоит сказать о бодрствовании ума. Ведь Господь обвиняет дев не в том, что они спали или были ленивыми. Да и девы называются не “спящими” девами, но “неразумными”. Притча эта — о бодрствовании ума. О том, что мы склонны к тому, чтобы за реальность воспринимать собственное воображение, часто — собственные мечты, собственные представления о том, что происходит вокруг. Собственные устои, может быть, традиции, собственное суждение о происходящем. Иначе говоря, неправота этих дев состоит в том, что они положились не на действительность, которая реальнее всего прочего, не на скорый приход Жениха, Который и есть наша жизнь и наша подлинная реальность. А беспечно положились на свои мечты о том, что всё и так будет хорошо, что масла в их светильниках хватит. Или, в конце концов, что с ними кто-то поделится этим маслом. Или что Жених примет их в брачный чертог даже с погасшими светильниками.
Господь этой притчей учит нас осознанному отношению к своей жизни и к своему спасению. Никто не заменит нашего масла в светильниках, и мы об этом предупреждены. Мы призваны быть разумными.
Что можем и что должны мы сделать, чтобы светильники наши не угасали, а масло всегда было под рукой? Следует начать с самых малых вещей, над которыми нам сейчас дается ответственность. Ведь из малого частного опыта складывается всё здание добродетелей. Это значит, что несмотря ни на что, ни на какие сомнения, смятения, страхи, мы не должны упускать из виду нашу главную встречу, встречу со Христом. Всю жизнь свою наполнить молитвой Ему. Все свое содержание наполнить добрыми делами, вопреки тому, что нам будто бы все вокруг мешает совершать такие дела.
Если мы обратимся к образу благоверной княгини Анны Кашинской, то сможем увидеть, что на ее долю выпало гораздо больше страхов, мучений, расставаний и горя, чем у большинства из нас с вами. Удары в ее жизни следовали один за другим: сначала кончина отца, затем – пожар в великокняжеском тереме, смерть дочери-младенца Феодоры, начались междоусобицы и брани, был замучен в Орде ее любимый муж князь Михаил, казнен сын – Дмитрий-Грозные Очи, погибли второй сын Александр и внук Феодор, причем погибли страшно. Но святая княгиня Анна, несмотря на все муки, душевные и физические, выпавшие на ее долю, не потеряла из виду Христа. И даже наоборот, она приняла иноческий образ и удалилась в монастырь для того, чтобы всегда быть с Богом. Она не расточала своего елея на злобу или месть, но сохраняла его для встречи с Женихом – Христом.
И нам с вами не стоит оставлять в нынешнее время этого подвига сберегания елея. Сейчас, в тяжелое время, наполненное страхом и волнением, мы должны еще больше в своей жизни сосредоточиться на главном, что у нас есть – на Господе Иисусе Христе, Который нас никогда не оставит, ради Которого и во Имя Которого мы должны творить добро, готовясь к своей главной встрече.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 15 октября 2022 года. День памяти благоверной княгини Анны Кашинской. Вознесенский собор, Кашин.