Сегодня мы услышали притчу, которая, на первый взгляд, кажется простой и ясной, но в ней заложена глубокая мудрость, призывающая нас к размышлению. Христос рассказывает нам о царе, который решил сосчитаться со своими должниками. Один из них был должен огромную сумму — десять тысяч талантов, несоизмеримый долг, который невозможно было вернуть. И вот когда этот человек, осознав свою беспомощность, пал перед царем и молил о пощаде, тот проявил к нему великодушие и простил весь долг.
Но, выйдя из дворца, этот человек встретил своего товарища, который был ему должен лишь сто динариев — ничтожную сумму по сравнению с тем, что ему было прощено. И вместо того чтобы проявить ту же милость, он жестоко потребовал отдать долг, не принимая никаких просьб и оправданий.
Такое поведение удивляет и нас, и тех кто слушал Христа две тысячи лет назад. Этот человек поступил не только немилосердно, но и как будто бы против каких-то человеческих правил, неписанных правил справедливости. Он, конечно, не был обязан простить своего должника так же, как его простил царь, такого уговора между ними не было. Да и нет никаких установок, законов или предписаний, по которым его можно считать виновным. В его глазах одно действие не вытекает из другого. Но Бог говорит о том, что за этими событиями кроется очень глубокая связь, которая как раз и задает смысл этой истории.
Притча учит нас, что, если мы не можем простить малое, Бог не сможет простить нам великое. Но сегодня я хочу предложить нам вместе задуматься не только об этом. Мы часто не осознаем, насколько значимы наши взаимоотношения с ближними. Каждый наш поступок, каждое слово, каждое действие имеет силу влиять на окружающих нас людей. Мы можем ранить их самолюбие, разрушить их надежды, омрачить радость, и, самое главное, мы можем поколебать их веру и доверие Богу.
Христос показал нам, что мы, как Его последователи, первыми должны проявлять милосердие и прощение. Если кто-то согрешил против нас, у нас есть сила и власть простить их, как Бог прощает нас. Этот акт прощения способен исцелить обиду и не только: он освобождает нас от уз ненависти и презрения, которые связывают нашу душу.
Давайте также задумаемся, почему Господь сравнивает наш долг перед Ним Самим с десятью тысячами талантов, а долг перед ближним со ста динариями. Разве грех против Бога умножается только потому, что Он велик и могущественен? Нет, дело не в этом. Когда мы отступаем от Божиего зова, когда мы пренебрегаем Его заповедями, мы разрушаем ту красоту и святость, которую Господь вложил в нас при создании. Мы оскверняем тот образ Божий, который должен сиять в каждом из нас, и восстановить эту чистоту можем только мы сами, принеся покаяние и прощение.
Наши ошибки перед людьми, как правило, поверхностны и могут быть исправлены через прощение и примирение. Но когда мы грешим против Бога, этот грех повреждает нашу душу на глубинном уровне. Простого извинения здесь недостаточно. Восстановление требует гораздо большего, чем просто принести извинения или простить, — оно требует всей жизни Христа, Его страданий и смерти на Кресте. Прощение всегда требует жертвы. Прощение не просто акт великодушия, это акт духовной свободы, духовного освобождения. В нем заключена величайшая сила. Этой силой дает нам пользоваться Бог. Она сильнее, чем способность совершать чудеса и исцелять. Прощение и есть величайшее чудо и исцеление как для прощающего, так и для прощаемого. Прощая, мы становимся свободными для того, чтобы любить, как любит нас Господь.
Да поможет нам Господь вырасти в полноту этой красоты и силы прощения, и да пребудет с нами Его благословение, любовь и мир во все дни нашей жизни.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 8 сентября 2024 года. Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь, Тверь.