Праздник Вознесения Господня знаменует завершение земного пути Христа и открывает нам дверь к пониманию Его небесной славы и нашего вечного предназначения.
Святитель Кирилл Александрийский говорил об этом так: «Совершилось уже всё, чему должно было совершиться на земле. Но было необходимо, дабы мы стали причастниками божественной природы Слова, но это не могло произойти иначе, как лишь причастием Духу Святому. Наиболее же благоприятствовало сошествию Духа Святого то, что наступило после вознесения от нас нашего Спасителя — Христа».
Христос был подателем всяческого блага для Своих учеников, когда пребывал с ними во плоти. Но после Его Вознесения им и всем нам дарован Дух Святой, Который остался в Церкви Христовой, даруя ей целительную благодать и харизму. Обладая этим Духом, мы можем с надеждой восклицать: «Авва, Отче». Святой Дух преображает нас, делает твердыми и непобедимыми перед сетями диавольскими и презрением человеческим. Он подает нам новую природу и новую жизнь, возрождает и преображает нас.
Одна из проповедей протоиерея Сергия Булгакова называется «Радость разлуки». Ведь сегодня действительно такой праздник, о котором можно сказать: «Чему нам радоваться? Воскресший Богочеловек, Мессия, Спаситель, покинул нас». И действительно, когда мы задумываемся над словами Христа о том, что Ему надлежит умереть и на время разлучиться со Своими учениками, а затем окончательно отойти к Богу и Отцу, можно удивиться: Христос молился, чтобы ученики имели полноту Его радости в себе. Как может быть, чтобы разлука со Спасителем принесла радость?
Эта радость разлуки не дается легко. Пожалуй, это радость такого типа, которая и рождается только разлукой. Разлукой с Любимым и предвкушением скорой встречи вновь. Для того чтобы пережить радость Христову, надо оторваться от привязанности к земному, родному, привычному Христу. Вспомним, как Мария Магдалина не узнала воскресшего Спасителя, погруженная в свое горе. Она хотела вернуться к дням радости с Ним, но эта радость прошла. Между этими днями и воскресшим Христом прошли меч, смерть, крест и сошествие во ад. Теперь, вознесшись, Христос открылся нам как Бог и совершенный человек.
Уходя от учеников, Христос обещал: «Я вас сиротами не оставлю. Я пошлю вам Духа Утешителя, Который исходит от Отца». И в день Пятидесятницы Святой Дух наполнил Церковь, открыв перед ней бездонные глубины нового ведения Христа. Теперь мы знаем Христа не просто как Учителя или Друга, не просто как Проповедника или Пророка, но как Господа и Бога. Святой Дух дает нам возможность приобщиться тому, что принадлежит Сыну Божию, ставшему Сыном человеческим. Его Воскресение было чудом, но наша приобщенность Ему даром Святого Духа делает всё то, чем был Христос, возможным для нас.
Сегодняшний день — это не только воспоминание о прошлом, но и призыв к действию. Спаситель повелел Своим ученикам проповедовать покаяние и прощение грехов во всех народах, начиная с Иерусалима (Лк 24:47). Это веление обращено и к нам. Мы, как последователи и ученики Христа, должны нести благую весть миру, свидетельствовать о Его любви и милосердии, проповедовать Его Евангелие всему миру. И прежде всего, проповедовать его не столько словами, сколько образом своей жизни.
Вознесшись на небо, Христос унес с Собой в глубины Святой Троицы ту плоть, которую человечество Ему подарило через Божию Матерь. Теперь тайна человека находится в глубинах Божией тайны. Мы не разлучились с Ним, потому что Духом Святым мы с Ним неразлучны. Мы можем радоваться Христовой радостью, радостью о том, что мир спасен и мы теперь можем стать сынами и дочерьми Божиими, приобщиться всему, что Христово, включая вечную Божественную славу.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 13 июня 2024 года. Вознесение Господне. Спасо-Преображенский собор, Тверь.