С первых веков христианства, дорогие братья и сестры, в Церкви воздается особое почтение мощам святых — этим особым сосудам благодати Божией, которая нередко проявляется в совершаемых от мощей исцелениях, чудесах, мирном и спасительном состоянии души, получаемом многими людьми.
Издревле святые мощи присутствуют в храмах, к ним прикладываются верующие, перед ними возносятся молитвы святым, которым мощи принадлежат, к мощам совершаются паломничества. Частицы мощей мучеников полагаются в престолы и вшиваются в антиминсы, ведь именно на них совершается бескровная жертва на Святой литургии.
Седьмой Вселенский Собор называет мощи «дарованными нам Христом спасительными источниками» и подвергает отлучению от Церкви всех тех, кто дерзнет «отвергать» святые останки мученика.
Иногда люди недобросовестные либо плохо знающие учение Православной Церкви, будучи незнакомыми с ее догматическими определениями и решениями богомудрых отцов Вселенских соборов, упрекают нас, православных христиан, в почитании мощей, заявляя, что этим умаляется почитание Бога. Это, безусловно, не так.
Седьмой Вселенский Собор различает почитание Бога и почитание мощей: мощи святых, как и иконы, чествуются христианами через «почитательное поклонение», то есть мы их целуем, совершаем пред ними поклоны, возжигаем свечи, но не почитаем через служение Богопочитания, которое подобает только Богу. Мы не обожествляем мощи, не подменяем ими Его, не кланяемся им как Богу, но через их посредство, как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, «почитаем святых как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих».
В Ветхом Завете было иное отношение к телам умерших. Когда же в мир пришел Богочеловек и Слово стало плотью, во Христе человеческая плоть, соединившись с Его Божественной природой, посредством этого обожилась и стала сосудом благодати.
Когда мы принимаем Крещение, мы становимся членами Церкви — Тела Христова. С момента Крещения человек, крестившийся во Христа, во Христа и облекается, то есть вступает в единство с Ним. Затем это единство поддерживается и укрепляется в Таинствах Церкви и особенно в Евхаристии, через причащение Тела и Крови Христа тело христианина становится обоженным, обновленным, святым вместилищем Божественной благодати. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа», — пишет коринфянам святой апостол Павел.
Присутствие в мощах святых особой меры благодати значит, что святые живы, а их тела источают чудеса. Поклоняясь мощам святых, мы вступаем в личное молитвенное общение с самими святыми.
Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что через посредство мощей «демоны отгоняются, немощные врачуются, слепые прозревают, прокаженные очищаются, искушения и скорби прекращаются, всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше для тех, кто просит с не сомневающейся верой».
Сегодня, дорогие братья и сестры, в канун дня памяти мученицы Виктории Кордувийской, святой IV века, имя которой было добавлено в месяцеслов Русской Православной Церкви в 2011 году, в наш собор приносится в дар древний ковчег с ее мощами для постоянного пребывания в нем. Эта святыня прибыла к нам с Запада, она имеет подтверждение древними епископскими грамотами и благодаря нашему губернатору с сегодняшнего дня станет самой древней святыней не только нашего собора, но и всего Дома Святого Спаса, как именовали наши предки Тверь.
Святая Виктория пострадала вместе со своим братом в правление императора Диоклетиана, то есть в начале IV века. Уроженцы Кордовы (Испания), они вели праведную жизнь. Когда начались гонения на христиан, Викторию и ее брата Ацискла вызвали к чиновнику Диону, и после долгих мучений Ацискл был обезглавлен, а Виктория застрелена из лука. Судя по ее мощам, она была еще совсем юная. Знатная женщина Минциана вывезла мощи мучеников к себе в имение и там их погребла. Позже в этом имении была построена церковь, а в XIII веке основан монастырь.
Сейчас мы вынесем из святого алтаря мощи мученицы Виктории и впервые в истории Тверской земли совершим ей полиелей.
Возблагодарим Бога, дорогие братья и сестры, за этот великий дар свыше Дому Святого Спаса, Будем помнить о том, что мощи святых — это богатство Церкви, ее слава и похвала. Чудеса и исцеления, которые от них происходят, свидетельствуют о реальности вечной жизни, которой святые стали причастны.
Будем и мы жить так, чтобы и наши тела были сосудами благодати Божией, молитвами мученицы Виктории и всех святых. Аминь.