06.08.2022 | Вера

Любовь невозможна без дел

Сегодня, в день памяти первых русских святых, благоверных князей Бориса и Глеба, мы слышим удивительные чтения из Апостола и Евангелия. Слова Христовы и слова апостола Павла рифмуются по смыслу и образуют уникальную ткань повествования, размышляя о которой мы можем открыть для себя достаточно многое о взаимоотношениях человека и Бога, о жизни и смерти, о любви и ненависти, о силе Возлюбившего нас и о нашей собственной немощи.

Слова послания апостола Павла к Римлянам, знаменитый гимн «Кто нас отлучит от любви Божией», — вопрос, на который боговдохновенный апостол дает ответ: никто не разлучит, ни настоящее, ни будущее, ни высоты неба, ни подземные глубины, ни жизнь и ни смерть, ни даже ангельские силы. И слова Христа — великая заповедь любви друг ко другу и предостережение о том, что если Его Самого мир возненавидел, то верующих в Него мир будет тоже ненавидеть, потому как раб не больше Господина своего. И несмотря на обещание сложностей на жизненном пути, Он дает и силу: если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше (Ин 15:20). То есть Он не только обещает нам скорби, подобные Его скорбям, но и обещает нам силу, подобную Его силе.

Оба этих отрывка из Священного Писания говорят, что у нас есть враги в этом мире. Прежде всего это мир, плоть и диавол. Мир в смысле, противоположном духовности, как некая крайняя точка бездуховной, распутной, безбожной жизни. Плоть в смысле инструмента, который необходимо очень тонко настроить для духовной жизни, и сама эта настройка — сложная и длительная работа, и пока мы не выполним ее — плоть противоборствует нашим духовным устремлениям. Диавол в смысле всех разумных темных сил, которые настраивают наш разум на отдаление от Бога, хотя и без этих сил мы достигаем неплохого прогресса в этом деле.

И оба же этих чтения говорят нам, что несмотря на то, что у нас так много врагов, есть и хорошая новость. Она заключается в том, что Бог — за нас, Он на нашей стороне на поле битвы. А если за нас Сам Бог, то нам точно нечего бояться. Мир, наша плоть, злые силы ничего не могут и не смогут противопоставить Богу. Как некогда весьма емко написал об этом пророк Давид, Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? (Пс 26:1).

Сегодня мы чтим память двух людей, на которых явно сбылись слова звучавших сегодня пророчеств. Они пережили физическую боль, эмоциональную боль, гонения, тесноту, опасность и меч. И всё это не смогло отлучить их от любви Божией, и даже наоборот — приблизило к Богу, их страдания сделали их святыми, которых мы чтим и спустя тысячу лет. Их смерть не разлучила их с любовью Божией, но наоборот, открыла новую и самую главную страницу в жизни святых князей. Я слышал об одном верующем человеке, который, когда составлял завещание и описывал, каким хочет видеть свое надгробие, попросил написать на нем только имя и одну дату — дату рождения в новую жизнь, нового рождения через смерть к Богу. К мысли о таком отношении к страданиям и смерти и наводят прочитанные сегодня строки из Священного Писания. 

Мы знаем, что нет большей любви, чем отдать свою душу за друзей. Но любовь Христа была еще больше: Он отдал Свою жизнь за друзей, несмотря на то, что они не были еще Его друзьями. В этом любовь Божия, ведь Христос умер за всех людей еще тогда, когда многие были Его врагами. Умирая, Он никого не взял с Собой в смерть, но Своей смертью всех вырвал из смерти в жизнь.

Мы понимаем, что смерть Христова и смерть мучеников, страстотерпцев и благоверных — разные подвиги. Но вместе с тем мы понимаем, что их любовь всё же была сильнее нашей, ибо их любовь выразилась в делах, а наша — пока только в намерениях. Любовь, как и вера, не может быть без дел. Можно сколько угодно теоретизировать о подвиге святых, о христианстве и о евангельской вести, но до тех пор, пока мы раздражаемся и раздражаем, гневаемся и гневим, цепляемся хоть за самую малую власть, боимся будущего, не веря в Промысел Божий о нас, пока мы не делаем добрых дел, пусть даже самых простых, — до тех пор наши слова мертвы. И не в образном смысле, а в совершенно прямом: наша жизнь никогда не начнет меняться, пока мы не станем сеять добро и добрые дела вокруг себя, без разбору. И только тогда, когда мы начнем делать это, сначала, скорее всего, через силу, а затем — уже с любовью, мы увидим, насколько изменится наша жизнь в самом буквальном смысле.

Мы с вами знаем, что история жизни и история смерти благоверных князей Бориса и Глеба непосредственно связана и с нашей древней и святой Тверской землей. Через Отмичи, где мы сейчас находимся, в 1015 году проезжал святой князь Глеб (†1015), направляясь в Киев, чтобы проститься с отцом, святым равноапостольным князем Владимиром, незадолго до своей мученической смерти.

Здесь его конь споткнулся, и князь, упав, потерял золотую гривну, висевшую на его шее. С тех пор на этом месте стали особо почитать святых страстотерпцев Бориса и Глеба.

В XV веке здесь был основан Покровский Отмицкий монастырь. Это одна из древнейших и знаменитейших обителей Тверской земли. 

Наш первый святой, преподобный Ефрем Новоторжский, как и его братья, был в братии этих князей, работал при их дворе. Его брат был повержен вместе со святыми, и именно после этого события Ефрем, обретя главу брата, основал на берегу Тверцы свою обитель, всю оставшуюся жизнь оплакивая убиенного брата и убиенных князей, первых русских святых. 

И поныне возвышается в Новоторжском монастыре величественный Борисоглебский собор, словно напоминая всем нам, что путь любви ведет в вечность, а путь ненависти — к погибели и забвению даже при жизни. Он напоминает нам о том, что власть, которую взял в руки человек злой, обернется в огромное зло, будучи великой силой. И являясь столь великой силой, эта же власть, которую взял в руки человек добрый, человек верующий и любящий Бога и людей, станет величайшим благом, временем благоденствия, процветания, любви и радости о Боге, ибо для этого Бог сотворил мир и дал человеку власть над ним.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 6 августа 2022 года. День памяти благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба. Покровское подворье Николо-Малицкого монастыря, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.