01.08.2021 | Заповеди

Любовь без меры

В Евангелии есть рассказ об исцелении расслабленного, которого принесли ко Христу. Господь сказал расслабленному: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои». Книжники, пришедшие послушать Христа, возмутились и сочли Его действия за хулу на Бога. И вот нам достаточно часто не совсем понятно, почему же столь очевидное благое деяние люди, казалось бы, верующие и знающие закон, приняли за богохульство. В чём же причина такой их негативной реакции?

Пожалуй, дело в той лёгкости, с которой произошло исцеление. Мы замечаем, как передаёт евангелист, что нет привычного нам диалога между Христом и исцеляемым. Расслабленный не просит о прощении, он не кается и ничего не обещает. Он даже не совершает никаких действий — на носилках его приносят друзья, никто не просит Христа об исцелении. То есть нет никаких внешних признаков того покаяния, к которому так привыкло иудейское общество. Нет пепла, посыпаемого на главу, и разодранных одежд.

И фарисеев оскорбляет эта лёгкость, с которой совершается прощение. Они не могут позволить Богу прощать тогда, когда Он считает нужным. Они не могут простить сами, пусть даже вина человека и неизвестна, не могут простить потому, что болезнь в том обществе считается наказанием за грехи и сам факт, что человек парализован, — означает грех, который послужил поводом для столь страшной болезни. Фарисеи не могут смириться с тем, что Бог может простить просто так — потому что Он так хочет. Теряется вся система координат, которую они выстроили, исчезают все те рамки, в которые они уже долгое время пытались поместить Творца. 

А если так, если Бог действует по Своей собственной логике, если Он не нуждается в тех правилах и законах, о которых учат законники, — то зачем тогда эти законники вообще нужны? Власть их ставится под сомнение Христом. Не только в этом акте прощения расслабленного, но во многих делах, совершённых Богочеловеком. И когда Он отвёл руки, поднявшиеся для того, чтобы бросить камни в блудницу. И когда исцелял множество больных, которых, конечно же, считали грешниками люди. Всякий раз, когда Он говорил: иди, чадо, прощается тебе. 

К сожалению, мы тоже зачастую считаем, что имеем право судить, кто достоин Божественного снисхождения, а кто нет. И делаем это всякий раз, когда осуждаем человека, внутри себя или в беседе с другими. Особенно, когда считаем, что тот, другой человек, — не принёс достойных плодов покаяния, не совершил чего-то такого, чтобы сердце наше успокоилось и мы бы удостоверились, что Бог простил. Да и сами часто не можем простить обидчиков, нарушителей наших собственных законов, прежде, чем они с покаянием не предстанут перед нами. Осуждая кого-то, особенно руководствуясь своими личными убеждениями, мы становимся похожими на тех самых книжников, которые пытаются диктовать Богу, что Ему думать людях. 

Но Бог, мы видим, не просто прощает — Он оправдывает. Оправдывает даже самого последнего грешника. И мера этого оправдания непропорциональна тем действиям, которые предпринимает кающийся. Было бы дерзновенным утверждать, что наши действия, наши подвиги покаяния могут стать достаточными средствами для прощения. Если мы думаем так, то мы мало отличаемся от язычников, которые именно действиями, жертвами, ритуалами и прочим подобным пытались задобрить своих богов и верили, что именно их жертвы делают этих языческих богов обязанными по отношению к жертвователю. 

Мера прощения Божиего — любовь. Мера прощения человеческого тоже измеряется любовью. А любовь невозможно измерить. Мы помним, что сказал Господь о грешнице, которая возлила на ноги Его миро, и умывала их своими слезами, и отирала волосами своими: «прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк 7:47). Поэтому Христос с такой лёгкостью отпускает грехи пришедших к Нему: Он любит безмерно.

Нам нужно задуматься об этой любви, сложить её в своём сердце, постараться больше любить, нежели даже прощать. Потому что формализуя и усложняя прощение, мы становимся похожими на тех самых книжников, осуждающих Бога за то, что Он любит, а потому и легко прощает. Потому что там, где есть любовь, — нет человеческих обид. Там, где любовь, — там милостивый и всепрощающий Бог.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 1 августа 2021 года. День памяти преподобного Серафима Саровского. Приход великомученика Георгия Победоносца в Мамулине, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.