19.01.2025 | Вера

Я разделю с вами всю вашу судьбу

Мы стоим сегодня перед тайной праздника Крещения Господня, праздника Богоявления (греч. Теофания), более древнее название которого просто Явление (греч. Епифания), — одного из древнейших христианских праздников, который последователи и ученики Христовы отмечали с самых первых веков. В этом событии, совершившемся на берегах реки Иордан, раскрывается вся драма и вся надежда человеческой истории. С одной стороны, мы знаем из Писания, что воды могут быть водами жизни: в Книге Бытия само дыхание Божие носилось над их поверхностью, из них Бог вызвал к бытию весь живой мир. Вода питает жаждущего, дает рост полям и деревьям, она способна оживотворить самое бесплодное пространство. И вода же бывает страшной: она стихия, способная погубить, вспомним воды всемирного потопа, воды наводнений, темные, губительные потоки, несущие хаос и смерть, воды катастроф и цунами, воды наводнений и морскую пучину.

Вода — это нечто большее, чем просто физический элемент или субстанция. Без воды человек не может прожить и нескольких дней, мы состоим по большому счету из воды на 9/10. Физически вода — основа нашего существования. Но и духовно, в религиозном смысле, вода всегда имела огромный смысл. Так, Иоанн Предтеча совершал погружение кающихся в воды Иордана с призыванием благодати Божией, чтобы очистить водой грехи людей. Вот в такие воды — воды, которые омывали множество людей, воды, обремененные человеческими грехами, омраченные предательством и неверностью, — входит Христос. Ведь к Иоанну приходили кающиеся, чтобы очиститься покаянием, и грех каждого из них словно оставался в этой реке, делая Иордан все тяжелее от накопившегося зла. И вдруг в эту темную глубину опускается Тот, в Ком нет и тени греха. Парадоксален и страшен этот момент: Бог не остается в высоте, в недосягаемой чистоте небес; Он приходит к нам так близко, что погружается в те самые воды, которые несут на себе тяжесть и яд человеческих падений.

Можно сказать, что Рождество — это миг, когда Сын Божий входит в наш мир, принимая на Себя человеческую плоть, чтобы мы обрели возможность стать причастниками Божественной жизни. А Крещение Господне — это уже решительное начало Его пути к Голгофе. Здесь, у берегов Иордана, Он ясно заявляет: «Я разделю с вами всю вашу судьбу, даже самую темную ее сторону, чтобы за Собою вывести вас на свет». И эти воды становятся прообразом грядущего погружения во тьму Гефсиманского сада, в боль крестной смерти и в бездну ада — всего того, что Христос пройдет ради человека уже после Крещения.

Именно поэтому Крещение Господне поразительно и величественно, но в глубине своей трагично: Христос, обрадовавший Собой землю в день Рождества, теперь добровольно соединяется с самыми мрачными водами, где уже накоплена вся скверна, вся боль и вина мира. Но прикосновение Его чистого тела к этим мутным и тяжелым водам совершает чудо: они становятся обновленными, вновь исполненными Божественной силы и чистоты. Как когда-то, в начале творения, Дух Божий носился над водами, так теперь Дух Святой сходит на воды и уже не безгрешной земли, а земли, пораженной грехом, и делает их способными даровать не просто земную жизнь, а жизнь вечную.

Вот почему этот праздник — Богоявление — так велик. В нем мы видим не просто воспоминание о давнем крещении Спасителя, но начало очищения самой твари, самой материи нашего мира. За богослужением этого дня мы особенным чином освящаем воду, и она вновь становится для нас водой жизни, способной приобщать нас к Божией благодати и любви. Мы вкушаем ее, умываемся ею, кропим свои жилища и храним ее в домах, потому что через это внешнее действие открывается путь к нашему внутреннему обновлению. Вода Богоявления — знак того, что ничто на земле не остается в стороне от Божией любви. Даже самое, казалось бы, оскверненное и безнадежно темное может преобразиться прикосновением к святости и чистоте Самого Бога.

Мы знаем и верим, что в Святых Дарах — Хлебе и Вине, ставших Телом и Кровью Христовыми, уже совершается победа Божия над тлением, и точно так же освященная вода являет нам часть грядущего обновления всей природы. Это откровение о том, что Бог намерен стать всем во всём и что последнее слово за Ним, а не за смертью и грехом. И это наш повод для благодарности Богу: все, что в нас и вокруг нас кажется безнадежным, способно стать новой тварью, если только коснется Его исцеляющая и преображающая любовь.

Жаль, что иногда смысл этого праздника сводится к чисто внешним действиям и обрядам, не имеющим отношения к сути. Величайшая ценность праздника Крещения вовсе не в том, чтобы непременно искупаться в холодной проруби. Никакой внешний обряд, никакое опускание в воду не способно заменить внутреннее покаяние и встречу с Богом. Тем более никакие купания не смывают грехи за год, о чем, обманываясь, заявляют далекие от веры и подлинной жизни в Боге люди. 

В эти святые дни вспомним вновь и вновь, что Бог сошел на землю, чтобы дать нам надежду. Он погрузился в глубины Иордана, чтобы встретить нас там, где мы зачастую чувствуем себя уязвимыми и одинокими. И если мы поверим в Его близость, то, как говорит апостол, никакие тяготы жизни не смогут отлучить нас от любви Божией. Пусть этот праздник будет для нас не традиционным днем экстремальных погружений, но подлинным Богоявлением в наших сердцах, тихим чудом встречи со Христом, Который вновь и вновь зовет нас к покаянию и к жизни вечной. 

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 19 января 2025 года. Крещение Господне, Богоявление. Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Твери.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.