02.01.2022 | Притчи

История нашего спасения

Сегодняшнее Евангельское чтение, положенное за богослужением последнего воскресенья перед Рождеством Христовым, рассказывает нам о предках Господа до Авраама. В Евангелии от Луки есть подобное родословие, но оно еще обширнее и доводит генеалогию Господа не до Авраама, а до праотца Адама. Это евангелие человечеству, через которое в мир пришел Спаситель. Это евангелие древности и пути людей на земле. Это евангелие о ветхом мире, в котором уже скоро произойдет совершенно невероятное событие: Бог родится во плоти.

Если подумать о генеалогиях каждого из нас, если посмотреть на дерево жизни собственного рода, то первое, что бросается в глаза, — то, насколько хрупка жизнь, насколько маловероятно появление каждого из нас. Ведь если бы когда-то в глубине веков не встретились и не полюбили бы друг друга два каких-то человека, о которых мы чаще всего знаем лишь то, что они были и встретились, — нас не было бы. Это великая нить жизни, нить, которая протянута через всё человечество, нить чрезвычайно хрупкая, но связывающая всё человечество в единое целое. Именно об этом говорит нынешнее Евангелие: мы все вместе представляем единое целое, мы все произошли от Адама, и рождающийся Младенец приходит в мир для каждого из нас и всех вместе.

Перед нашими глазами сконцентрированная до нескольких строчек текста и нескольких минут чтения проходит целая история: четырнадцать поколений от Авраама до царя Давида, четырнадцать поколений от Давида до Вавилонского плена, четырнадцать поколений от изгнания в Вавилон до пришествия Спасителя мира. Люди, перечисленные в родословной, далеко не все были святыми, даже не все из них были иудеями, но некоторые из них были святыми и героями. То есть Господь происходит не от рода безупречных людей, которых, пожалуй, и вовсе не бывает. Он рождается из рода обычных людей, грешников и святых, злодеев и героев, из всего того, что было присуще этому человечеству после грехопадения. Он рождается хрупким младенцем в Вифлеемской пещере, чтобы спасти грешных людей, живших прежде и грядущих жить после Него.

Всё это говорит нам о том, что жизнь не может быть безупречной. Даже жизнь верующих людей. Стремление во что бы то ни стало, любой ценой, пусть и ценой обмана, сохранить чистоту во всём часто переходит в лицемерие, притворство, желание выглядеть праведным на людях. И эта двуличность становится основой разобщения семей, религиозных войн, непримиримой борьбы со всем, что подвергает опасности такую ритуальную чистоту. Но Господь не гнушается родиться в поколении тех людей, в жизнях которых было всякое, было и совсем неприглядное. Потому что Божественная любовь преображает всё, она способна преобразить и изменить даже прошлое. Ведь именно ради искупления греха прошлого и приходит в мир Бог.

Сегодняшнее родословие начинается с Авраама. Евангелист Матфей рассказывает нам историю, вложенную в форму родословия, которая начинается Авраамом и завершается Христом. Почему так? Всё дело в любви. Бог испытывал любовь Авраама до самой крайности, до принесения в жертву собственного сына, на которое Авраам был готов и уже занес нож, но Бог остановил его, дав агнца вместо Исаака для принесения жертвы. Мы видим столь великую меру любви, ради которой приносится в жертву единственный сын. И вот Бог, отведший руку с ножом от сына Авраама, Своего собственного Сына Единородного ради любви отдает людям на заклание. И вся эта великая история заключена ныне в столь простых строчках: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова…

Один христианский мыслитель написал об этой жертве Авраама целую книгу. Мне хотелось бы завершить сегодняшнюю проповедь его размышлениями об Аврааме, с которого началась генеалогия рождающегося в эти дни в пещерах наших сердец Господа Иисуса Христа:

«Никто не будет забыт из тех, кто был велик в этом мире; но каждый был велик здесь своим особым образом, и каждый — относительно величины того, что он любил. Ибо тот, кто любил самого себя, стал велик через себя, и тот, кто любил других людей, стал велик через свою преданность, но тот, кто любил Бога, стал самым великим из всех. Все они останутся в памяти, но каждый будет велик относительно своего ожидания. Один стал велик через ожидание возможного, другой — через ожидание вечного, но тот, кто ожидал невозможного, стал самым великим из всех. 

Был тот, кто оказался велик в своей силе, был и тот, кто оказался в своей мудрости, и тот, кто оказался велик в надежде, и тот, кто оказался велик в любви; но самым великим оказался Авраам: он был велик мощью, чья сила лежала в бессилии, велик в мудрости, чья тайна заключалась в безумии, велик в той надежде, что выглядела как безумие, велик в той любви, что является ненавистью к самому себе… Ибо велик тот, кто отказывается от своего желания, но еще более велик тот, кто держится за него, после того как отказался»1

Бог взывал к Адаму: «Адам, где ты?2» — и Адам молчал. Бог взывал к Аврааму: «Авраам, где ты?» И Авраам ответил: «Здесь я3». Ангел явился Деве и произнес благую весть. И отвечала Дева: «Я раба Господня, да будет Мне по слову твоему4». История искупления нашего началась в глубокой древности. История нашего спасения — это история людей, дававших в разное время свой ответ Богу. От этого ответа зависело то, что будет со всеми нами, ибо все мы сплетены невидимой нитью жизнью, невероятно хрупкой, протянутой через всё человечество. И вот мы вновь ныне стоим у вифлеемских врат, где эта история совершится, заключив в себе все имена и судьбы. Устремим же свой внутренний взор на это великое таинство: Бог рождается во плоти.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 2 января 2022 года. Неделя 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Свято-Успенский Старицкий мужской монастырь, Тверская область.


  1.  Кьеркегор С. Страх и трепет / Пер. с дат. Н.В. Исаевой, С.А. Исаева, с. 29:10–35, с. 31:10.
  2.  Быт 3:9.
  3.  См. Быт 22:1.
  4.  Лк 11:38.
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.