28.03.2021 | 

Ищущий добро видит его везде

За нынешней Божественной литургией Церковью читался Евангельский отрывок об исцелении расслабленного в Капернауме. Вокруг дома, в котором был Господь, толпились люди. Толпились они и в доме. Все искали чуда, исцеления, помощи от Богочеловека. Христос проповедовал и исцелял. И к дому тому друзья принесли на носилках парализованного человека, но внутрь попасть не могли. Отчаявшись увидеть Христа, друзья расслабленного пошли на ухищрение: влезли на крышу дома, разобрали кров и спустили своего друга к ногам Христа. Господь исцелил расслабленного и тут же столкнулся с критикой книжников, которые начали возмущаться тем, какое право Сын Человеческий имеет, чтобы говорить: «отпускаются тебе грехи твои». 

Христос, слыша их возмущение, спросил: «Скажите Мне, а что вам кажется легче: сказать об отпущении грехов или сказать: встань и иди?» И тут же сказал расслабленному: «Встань и иди». И больной человек, бывший недвижимым, может быть, многие годы, взял постель свою и пошёл. 

В этом, как кажется, хорошо знакомом всем нам отрывке из Евангелия есть несколько поражающих моментов. Первое, о чём часто говорят, — это дружба и сила ходатайства перед Богом друзей за друга своего. Бог исцеляет расслабленного не по его личной просьбе, а по просьбе друзей, которые ради него проделали столь сложную операцию: влезли на дом, разобрали крышу, спустили ложе ко Христу. Хотя, конечно, толпа вокруг, скорее всего, была возмущена таким нахальством, как бывают возмущены люди, стоящие в очереди в кабинет врача в больнице, когда кто-то, пусть даже и очень больной, пытается пройти без очереди.

Второй, может быть, даже более значимый для нас, верующих и церковных людей, момент — это поступок книжников, которые, впрочем, не отличились оригинальностью и в этом случае, но раскритиковали поступок Христа, хотя Он исцелил не в субботу, исцелил иудея да и, в общем-то, совершил нечто невероятное, что должно было бы отрезвить критиков. Это был очевидный добрый поступок, но, как и всякое другое дело, он тут же вызвал возмущение тех, кто считал себя монополистами на всякое добро, на право говорить от имени Бога, на богоизбранность.

Не случается ли и с нами порой такого? Не кажется ли нам, когда кто-то делает своё дело, доброе дело, что оно должно бы принадлежать нам, а тот человек не имеет на него права? Не становимся ли мы критиками любых поступков человека, не взирая даже на то, что то, что делает он, — хорошо?

К сожалению, таких вещей хватает в нашей церковной жизни. Мы порой считаем, что раз мы в Церкви, то уже обладаем некоей богоизбранностью и правами на всё божественное в этом мире. Как часто слышим мы критику на людей церковных от людей церковных же, от своих собратьев во Христе. Критику злую, не направленную на то, чтобы как-то помочь, а создающуюся лишь с целью очернить, причинить боль, сделать неприятно. Или вовсе не имеющую цели, просто как привычку давать негативную оценку всему, что делают другие люди, не спросив нашего на то мнения.

Пожалуй, нет ничего более разрушительного для человеческой души, для способности видеть красоту Божественного мира, видеть красоту в поступках, словах и творческих плодах других людей, чем такой образ мысли, критикующей всё вокруг, осуждающей и изрыгающейся в грязных образах и словах. Такое состояние души человеческой, хотя отчасти и вредит другим людям, но более же всего вредит самому человеку критикующему. Оно делает его слепым к добру, расчëтливым, гордым, неспособным на счастье. 

Человек, ищущий добро, — находит его повсюду. Он видит добро в падшем человеке, в грешнике, даже в закоренелом злодее. Он сокрушается о злых поступках, но любит людей, их совершающих. Он видит Бога даже в самом последнем, опустившемся на дно жизни преступнике, зависимом или лентяе. А человек, ищущий только зло, — находит зло повсюду. Он собирает грязь и наслаждается ею. Он критикует и ищет подвоха в каждом поступке. Пытается найти грех, преступления против закона. Он выпячивает все несовершенства других, делая их гротескными, наслаждаясь плодом своего сознания. Но он не останавливается на реальных поступках и идёт дальше: выдумывает, клевещет, лжесвидетельствует. Это нужно для того, чтобы оправдать свой образ мысли: вот видите, я же говорил, какой плохой этот другой человек. Ещё более он наслаждается, когда находит повод осуждать, критиковать и очернять людей, которые пытаются жить святой жизнью, делать добро, вставать после падений. Он радуется их падениям, злорадствует и делает всё возможное, чтобы человек не встал. А в конце концов — он начинает всё то же делать по отношению к Богу. Так пал Денница, ангел света, возгордившийся и в гордости своей начавший создавать грязь, в которой позже едва не утонул мир. 

Как хотелось бы, чтобы все мы видели в других людях добро, а не зло. Как хотелось бы, чтобы мы искали более прекрасного в словах, поступках и плодах рук других людей. Хотя бы мы, называющие себя христианами. Хотя бы мы, люди, собирающиеся вокруг Чаши Христовой. Будем же молиться Господу, чтобы Он исправил всех нас и помог видеть в других Свой образ и подобие!


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 28 марта 2021 года. Неделя вторая Великого поста, святителя Григория Паламы. Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы, Калязин.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.