27.08.2022 | Вера

Иисусова молитва ведет к душевной тишине

Сегодня мы слышали Евангельский отрывок, посвященный нынешнему освящению храма, это отрывок о иудейском религиозном празднике обновления Иерусалимского храма, на который прибыл Господь. Богочеловек ходил по каменным плитам в притворе храма Соломонова, молча, очевидно творя молитву. К Нему подошли иудеи, собравшиеся по традиции на праздник во множестве, и стали требовать ответа — Тот ли Он, за Кого Себя выдает?

И Он отвечал им: Я говорил вам, и вы не верите <…> вы не верите, потому что вы не из овец Моих. А Мои овцы слышат Мой голос, Я знаю их и они следуют за Мною. Я даю им жизнь вечную, да не погибнут вовек и не похитит их никто из руки Моей. Конечно, нам всем хотелось бы, чтобы эти слова об овцах были о нас. Мы хотели бы, чтобы, говоря о Своих, Господь бы и нас с вами тоже подразумевал. И Он ведь дает нам простой критерий, даже рецепт, чтобы быть Его овцами — слышать Его голос, знать Его голос, чтобы не перепутать с другими голосами. И вот из этого возникает довольно сложный практический вопрос: что же делать нам, если всё же по какой-либо причине мы этот голос не слышим?

Сегодня я вновь предлагаю поразмышлять всем нам о молитве. Такой молитве, которая может стать нашим способом жизни, которая может быть не просто обращением во время нужды, смятения или радости, но которая подобна воздуху, которым мы дышим непрестанно. О той молитве, которая помогает не только Господу мира слышать наши голоса, но и нам слышать в ответ Его голос. 

Это простая, короткая, но, пожалуй, самая обогащающая нашу духовную жизнь молитва — молитва Иисусова. Иисусова молитва, молитва с призыванием имени Господа Иисуса, может быть разной, это вообще любое призывание Священного Имени Господа с просьбой о помощи. Но за века в Православной Церкви выработана формулировка, как самая удобная и надежная: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня». В ней есть все необходимое: призывание Христа и просьба о помощи. Мы говорим не просто о некой незыблемой формуле, но о кратком и постоянном призывании Бога и о самой удобной форме такой краткой молитвы, которая сформировалась за многие века. 

Слово «помилуй» в нашем современном языке приобрело довольно узкое и даже негативное значение, что-то вроде «не наказывай меня или накажи меньше». Гораздо глубже оно звучит по-церковнославянски и по-древнегречески. Древнегреческое «элейсон» — однокоренное со словом «елей», масло и отсылает к пище и медицине, ведь масло было одним из главных лекарств и важнейшим компонентом пищи. А значит, это слово означает и «исцели», и «поддержи», и «прояви любовь»,  и вообще это слово является синонимом всего того хорошего, что мы могли бы попросить у Бога. Это слово всеобъемлющее и хорошее, потому что Господь Сам знает, как Он может проявить Свою любовь в ответ на нашу просьбу о помощи. 

Иисусова молитва не только и не столько наша просьба, ведь мы и не просим ничего конкретного, отдаваясь на волю Божию, но скорее — наше слушание Бога, благодаря тому, что она очень немногословна и содержит в себе буквально одну мысль, между слов которой мы можем расслышать голос Христа. Под словом «голос» мы, конечно же, подразумеваем не просто звук, не слова и даже не информацию. Когда мы говорим «Голос Бога», мы подразумеваем в первую очередь общение с Богом Живым. А общение это намного глубже, чем слова. Если у нас есть любимый человек, то общение с ним может заключаться просто в том, что мы гуляем, или сидим вместе и смотрим на закат, или пьем чай. Иногда просто приятно помолчать друг с другом, и эта глубина молчания бывает гораздо важнее слов. Молитва — это именно общение с Богом, не просто разговор и обмен информацией, но присутствие Бога в общении, даже в молчании. И когда мы раз от раза переживаем такое ощущение присутствия, то со временем мы начинаем Его узнавать и начинаем разбираться, что есть Бог, а что не Бог, понимать, в каком нашем поступке Христос присутствует, а в каком — нет. И вот в этом смысле творить молитву Иисусову — значит еще и слушать ответ Господа нам, слушать Его голос, чтобы научиться отличать его от всего прочего в мире. Слушать и слышать Его голос, чтобы быть поистине овцами Его стада, знающими голос своего Пастыря.

И эта молитва, произносимая регулярно, со временем приведет нас к той тишине, к тому душевному спокойствию, которое позволит слышать голос Божий в нашей жизни. Ведь Он обращается к нам непрестанно, но мы Его не слышим, не способны расслышать в том шуме и в той суете, которые заполняют нашу жизнь и наши души. Эта душевная тишина, внутреннее молчание и есть само действие благодати Духа Святого, преображающее нас изнутри. Только в этой тишине мы можем научиться слышать голос Божий, но для этого нужно приложить усилие — усилие внимания и воли, делать действия, направленные к Богу, жертвовать этой деятельности свое время, приносить в жертву ей свои привычные размышления и мечты. 

Мечты не могут быть нам помощью — ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Одного лишь понимания того, что нужно молиться Богу, недостаточно. Призывать Бога иногда, изредка или время от времени недостаточно. Полумеры в духовной жизни не работают. Необходимы решительные действия, шаги навстречу Богу. И шаги эти должны быть не периодическими, но постоянным. Только если мы стремимся к тому, чтобы постоянно пребывать в молитве, мы начинаем подходить к тому, чтобы постоянно быть с Богом и узнавать Его. А Господь, голос Которого мы наконец сможем услышать, даст нам жизнь вечную, и не погибнем вовек, и не похитит никто нас из Его руки (см. Ин. 10:27–28).

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 27 августа 2022 года. Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Успенский Отроч монастырь, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.