«Где вы положили его?» — спрашивает Господь об умершем друге Лазаре у сестер Марфы и Марии. Через неделю мы с вами услышим, как уже другая Мария задаст тот же самый вопрос, заглянув в пустую гробницу. Глаза тех женщин тоже будут полны слез, как и глаза Господа ныне. В нынешнем Евангелии о Христе сказано так много, как, пожалуй, ни в одном другом эпизоде. Ни исцеления больных, ни чудеса, ни многие притчи не характеризуют Его так, как нынешний сюжет. Это самое короткое и самое сильное предложение во всей мировой литературе. Звучит оно в одном из лучших переводов так: «Иисус плакал».
«Господь прослезился», — читаем мы в нашем классическом переводе. «Иисус плакал», — читаем в других древних переводах. Но ведь Он точно знал, что воскресит Лазаря, Он знал лучше всех присутствующих при этом событии, что Сам воскресит Своего друга и тот будет жив. Почему же Он плакал? Просто ли это горе от потери друга или же что-то иное? Господь плакал не от потери друга, Он знал, что Лазарь воскреснет. Он плакал потому, что вокруг Него были страдания, которые Он пришел устранить раз и навсегда. Он плакал потому, что смерть властвует над миром. Сопровождавшие Иисуса ко гробу не поняли, что Иисус оплакивал не Лазаря; Он оплакивал их.
Воскрешение Лазаря — последнее из знамений и больших чудес Господа, описанных в Евангелии от Иоанна. И в повествовании об этом событии мы видим очень много деталей, которые для чего-то показывает нам евангелист. Мы видим, что его гробница — пещера, на которой лежал камень. Мы слышим, что Лазарь мертв уже четыре дня, — это тоже сказано не просто так. Вера иудеев гласила, что душа покидает тело только через три дня, то есть Лазарь даже по логике иудеев, которые могли бы придраться к этому событию, был действительно мертвый. И мы читаем, что от него уже исходил запах тления.
Мы слышим, как молится Господь. Он молится вслух, видимо, специально, чтобы мы могли услышать, о чём Он просит Отца. Мы слышим, как Он взывает к Лазарю. И Лазарь, мертвый Лазарь, слышит, как его зовут по имени. Он узнаёт голос Пастыря. Мертвец выходит из страны смертной, потому что только истинный Пастырь, голос Которого знаком, может вывести Своих овец вон.
Для Лазаря Евангелие описывает не будущее Воскресение, не будущую жизнь с Господом, а его настоящее. Помазание Господа миром перед страданиями будет проходить в доме Марфы и Марии в Вифании. Нам сказано, что Марфа служила, Мария помазывала Иисуса, а Лазарь, которого Иисус воскресил из мертвых, «был одним из сидевших с Ним». Воскрешение Лазаря дает ему новую жизнь с Господом Иисусом. И в этой новой жизни он опирается на грудь Христа, возлежит с Ним за столом, разделяет пищу и общение. Новая жизнь во Христе и есть эта близость, это жилище, это возлежание за трапезой с Ним.
Из жизни Лазаря мы вновь и вновь выносим урок, что не только жизнь после жизни важна для нас, но нынешняя жизнь — такая же жизнь, как и будущая. И уже здесь и сейчас мы живем либо с Богом, либо сами по себе. И из Евангелия от Иоанна мы знаем, что не только смерть Христа и Его Воскресение принесли нам спасение, но и жизнь Его, ибо Слово стало плотью и обитало с нами, и от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать (Ин 1:14, 16).
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 8 апреля 2023 года. Лазарева суббота. Храм праведного Лазаря Четверодневного, Тверь.